Каменнов Павел Борисович, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН
В статье рассматриваются концептуально-программные основы и правообеспечение модернизации китайского военно-промышленного комплекса, ее реальный ход, впечатляющие достижения и нерешенные проблемы.
«военно-промышленный комплекс КНР», «Закон КНР о государственной обороне», «курс шестнадцати иероглифов», «Народно-освободительная армия Китая», «Закон об инновационной политике КНР», «Основные положения государственного плана средне- и долгосрочного развития КНР в области науки и техники (2006—2020 годы)».
По поводу нынешнего состояния «ядра» нельзя не отметить следующее: оно образовано в порядке разрешения противоречия между структурой и оснащением ВПК, сложившимися еще в 50—60 годы ХХ столетия (не без решающего участия СССР), с одной стороны, и новыми мировыми военно-стратегическими реальностями, а также проводимыми в стране рыночными преобразованиями, — с другой. Формируя принципиально новую организационно-хозяйственную и управленческую структуру комплекса, Китай под влиянием опыта развитых стран отказался от прежней четко отраслевым образом специализированной и жестко линейно централизованной модели и перешел к модели государственно-корпоративной. Были созданы следующие одиннадцать военно-промышленных корпораций:
1) «Государственная ядерная корпорация Китая» [«China National Nuclear Corporation (CNNC)»];
2) «Ядерная инженерная и строительная корпорация Китая («China Nuclear Engineering and Construction Corporation (CNECC)»];
3) «Корпорация авиационной промышленности Китая» [«Aviation Industry Corporation of China (AVIC)»];
4) «Корпорация аэрокосмической науки и технологии Китая» [«China Aerospace Science and Technology Corporation (CASTC)»];
5) «Корпорация аэрокосмической науки и ггромьшшенности Китая» [«China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC)»];
6) «Государственная корпорация судостроения Китая» [«China State Shipbuilding Corporation (CSSC)»];
7) «Корпорация судостроительной промышленности Китая» [«China Shipbuilding Industry Corporation (CSIC)»];
8) «Корпорация промышленности вооружений Китая [«China Ordnance Industrial Group Corporation (COIG);
9) «Корпорация снаряжения и боеприпасов Китая» [«China Ordnance Equipment Group Corporation (COEG)»];
10) «Корпорация электронных технологий Китая» [«China Electronics Technology Enterprise Corporation (CETC)»];
11) «Гражданская авиационная корпорация» [«China Commercial Aircraft Company Ltd (COMAC)»].
Это формирующее новый облик китайского ВПК современное его «ядро», допускающее привлечение отечественного и иностранного частного капитала, позволяет разворачивать полные циклы военных, двойного назначения и собственно гражданcких НИОКР, осваивать фактически любую высокотехнологичную продукцию. См.: The Chinese Armed Forcers in the 21st Century. — Carlisle (USA): US Army War College, Strategic Studies Institute, 1999. — P. 165; Извещения Госсовета КНР. — 2000. — № 6; N o d s k o v K i m. The Return of China. The Long March to Power. The New Historic Mission of the People`s Liberation Army. — Copenhagen: Royal Danish Defence College Publishing House, 2009. — P. 267.