Автор
Дмитриева О.Г., доктор экономических наук, профессор, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам (e-mail: dmitrieva@duma.gov.ru)
Аннотация
Автор подчеркивает, что под аккомпанемент бессодержательных с точки зрения решения проблемы оптимизации роли государства в экономике абстрактных призывов к ее «дебюрократизации» на третьем десятке лет постсоветской эволюции страны так и не создано законодательство, системно регулирующее управление государственной собственностью. Ближайшее следствие — «стихийное» движение многообразия хозяйствующих субъектов госсектора в направлении ослабления экономической реализации функций государства в качестве собственника. «Букет» прочих сложившихся на этой основе специфических черт управления госсобственностью включает: отсутствие системы управления госпакетами акций в различного рода корпорациях; запредельно низкий уровень доходности активов государства в акционерных обществах; чрезвычайно высокие издержки на менеджмент в компаниях с госучастием; постоянное увеличение вложений бюджетных средств в уставные капиталы АО в сравнении с прямыми инвестициями из бюджета.
Ключевые слова
«государственная собственность», «приватизация государственной собственности», «государственный сектор», «государственное регулирование экономики», «государственные корпорации», «государственные пакеты акций в акционерных обществах», «государственный бюджет», «прямые бюджетные инвестиции».
Список литературы
1. Б а л а ц к и й Е. В., К о н ы ш е в В. А. Российская модель государственного сектора экономики. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005.
2. Г р и н б е р г Р. О новой «большой приватизации» и прочих «непопулярных реформах» // Российский экономический журнал. — 2012. — № 3.
3. Д е м е н т ь е в В. Госкорпорации в экономической стратегии России: к продолжению дискуссии в связи с «антигоскапиталистическими» установками федеральных властей // Российский экономический журнал. — 2011. — № 3.
4. Д м и т р и е в а О. «Политический цикл» — новый, бюджетная политика — прежняя (о федеральном бюджете-2009—2011) // Российский экономический журнал. — 2008. — № 11.
5. Д м и т р и е в а О., У ш а к о в Д. Еще раз об измененном бюджете-2009 и правительственной антикризисной программе // Российский экономический журнал. — 2009. — № 5.
6. Д м и т р и е в а О. К оценке итогов правительственных антикризисных действий-2009 и принятых параметрах бюджетной политики-2009 //Российский экономический журнал. — 2009. — № 11-12.
7. Д м и т р и е в а О., У ш а к о в Д. Официальная и альтернативная версии федерального бюджета-2013 // Российский экономический журнал. — 2012. — № 5.
8. Д м и т р и е в а О. Г., Г р а ч е в И. Д., П е т у х о в а Н. Р., У ш а к о в Д. В.,
Ш в е ц П. Е. Бюджет-2013: основные параметры альтернативного федерального бюджета на 2013 год, предлагаемого фракцией «Справедливая Россия» в Государственной Думе ФС РФ. — М.: Издательство «Перо», 2012.
9. К у л и к о в В. Приватизация: ретровзгляд (к 15-летию радикальных преобразований отношений собственности в России) // Российский экономический журнал. — 2007. — № 5-6.
10. Макроэкономическая политика. Позиция фракции «Справедливая Россия». — М.: Государственная Дума, 2011.
11. М у х е т д и н о в а Н. Очередная радикально-либералистская реформа социальной сферы: деструктивный потенциал «восемьдесят третьего» // Российский экономический журнал. — 2010. — № 2.