Аннотации основных статей

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК — ОЧЕРЕДНОЙ ОБЪЕКТ РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ РЕФОРМАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Автор

Швецов А.Н., доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института системного анализа РАН.

Аннотация

Ставая реформу РАН, заложенную в правительственном законопроекте «О Российской Академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в ряд разрушительных преобразований нацеленных на окончательную «зачистку» постсоветского наследия, автор квалифицирует проект как «приговор не только РАН, но и российской фундаментальной науке». Предлагается альтернативный вариант реформы, ориентированной не на копирование американской (англо-саксонской) модели организации науки, а на продолжение и творческую адаптацию к новым условиям соответствующих отечественных (главным образом советских) традиций. В связи с этим аргументируется необходимость резкого повышения уровня внутриакадемической демократии на основе прежде всего расширения управленческой автономии академических институтов; на сей счет рекомендуются некоторые конкретные механизмы.

Ключевые слова

«реформа РАН», «законопроект «О Российской Академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «американская англо-саксонская модель организации науки», «университеты США», «оценка эффективности научных исследований».

От редакции

На обращенный к авторскому активу журнала призыв редакции высказаться по поводу содержания и потенциала, общего контекста и конкретных обстоятельств появления проекта федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принятого 5 июля 2013 г. Государственной Думой во втором чтении) откликнулся и доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института системного анализа РАН Александр Николаевич Швецов.

Этот призыв был оперативно реализован в двух компактных текстах, опубликованных в предыдущем номере «Российского экономического журнала» [см.: По поводу «реформирования» РАН и других государственных академий наук (размышления и оценки О. С м о л и н а   и  А. Ф р о л о в а). — 2013. — № 3]. Ряд позитивных соображений относительно развития академической системы высказан также в помещенной в том же номере статье академика С.Ю. Глазьева «Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013—2014 гг.)» (см. раздел 3 «Создание системы стратегического планирования, ориентированной на обеспечение научно-технологического прорыва. Роль Российской академии наук»).

Список литературы

1. Б е л о в  К.  Не всякая модель организации науки подходит для России. —    http://maxpark.com/community/603/content/2127209.

2. Б э р р е с  Р. Документы Американской революции: Декларация независимости, Конституция Соединенных Штатов, Билль о правах. — Тверь—Москва: Альба, Российский экономический журнал, 1994.

3. В а х и т о в  Р. «Корпорация «Минобр» как кошмар либерального сообщества (коммерциализация российских вузов генерирует образовательную катастрофу) // Российский экономический журнал. — 2012. — № 3.

4. Г л а з ь е в  С. Снова к альтернативной системе мер государственной  политики модернизации и развития отечественной экономики // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3.

5. Д м и т р и е в а  О. Особенности управления государственной собственностью в Российской Федерации // Российский экономический журнал. — 2013. — № 2.

6. К а р а-М у р з а С. Г. Между идеологией и наукой. — М.: Научный эксперт, 2013.

7. К л ю ч е в с к и й  В. О. Неопубликованные произведения. — М.: Наука, 1983. — С.15.

8. Л е н и н  В. И. Речь о хозяйственном строительстве [на IX съезде РКП(б)] / Л е н и н  В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 40. — С. 272.

9. Л ю б и н и н  А. Две политэкономии: социально-экономического развития и процессов хозяйствования (объективная обусловленность разных методологических подходов и несводимость теоретических результатов) // Российский экономический журнал. — 2012. — № 1.

10. М е л е н т ь е в  А. «Великая антисоциалистическая революция» рубежа 1980—1990-х: прогноз разрушительных результатов имелся, принципиальная альтернатива предлагалась (о книге 20-летней давности) // Российский экономический журнал. — 2010. — № 2.

11. М у р а в ь е в  А. К вопросу о классификации  российских журналов по экономике и смежным дисциплинам. Научные  доклады. № 14. —  СПб.: ВШМ, 2012.

12. М у р а в ь е в  А. О научной значимости российских журналов по экономике и сложным дисциплинам // Вопросы экономики. — 2013. — № 4.

13. П и т е р  Л. Принцип Питера. — М.: Прогресс, 1990.

14. По поводу «реформирования» РАН и других государственных академий наук (размышления и оценки О. С м о л и на  и  А. Ф р о л о в а) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3.

15. Р а д з и х о в с к и й  Л. Русские каникулы // Российская газета. — 2013. —20 августа.

16. Р е з н и к о в  Л., М е л е н т ь е в  А. Нынешняя реформа и нэп: итоги и уроки аналитического сопоставления // Российский экономический журнал. — 2003. — № 4.

17. С а л т ы к о в  Б.  Реформа советской науки. —  http://slon.ru/calendar/event/966760/.

18. С а л т ы к о в-Щ е д р и н  М. Е. Сатирические романы и сказки. — М.: Московский рабочий, 1987.

19. Ч е р к о в е ц  В. Национальное богатство и национальный продукт с позиций общей экономической  теории: ретроспекции и настоящее // Российский экономический журнал. — 2011. — № 3.

20. Ш в е ц о в  А. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Российский экономический журнал. — 2009. — № 1-2—5.

21. Я к у т и н  Ю. Об опыте,  проблемах и путях совершенствования государственного стратегического планирования // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2013. — № 2.

 

К ФОРМИРОВАНИЮ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ: РЕСТРИКЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ИЛИ ПОВЫШЕНИЕ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ?

Автор

Петров Ю.А., кандидат экономических наук, заведующий Лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития Центрального экономико-математического института АН

Аннотация

Автор выступает против рестрикционного варианта решения проблемы нехватки бюджетных доходов для достижения сформулированных на высшем политическом уровне целей народнохозяйственного развития и формирования новой экономической модели. Аргументируются императивность и возможность повышения собираемости налогов, предлагаются соответствующие первоочередные меры.

Ключевые слова

«новая модель экономического развития России», «Указ Президента РФ № 596 «О долговременной государственной экономической политике», «новая индустриализация», «секвестрирование (рестрикция) бюджетных расходов», «собираемость налогов», «налоговые ставки», «Вашингтонский консенсус», «фискальная консолидация».

Список литературы

1. Встреча Президента РФ с преподавателями и студентами Дальневосточного федерального университета. — http://kremlin.ru/transcripts/19117

2. Г л а з ь е в  С., П е т р о в  Ю. Рентные доходы бюджета как ресурс возрождения России // Мировая энергетическая политика. — 2002. — № 5.

3. К у д р и н  А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. — 2013. — № 3.

4. Минфин предлагает сократить все расходы бюджета на 5%, кроме обязательных социальных. — http://1prime.ru/News/20130905/766080108.html

5. П е т р о в  Ю. «Тринадцатая пятилетка» российской экономики (о ее итогах и о необходимости смены экономической политики) // Российский экономический журнал. — 1995. — № 8.

6. П е т р о в  Ю. О характере глобального кризиса и соотношении антикризисных задач со стратегическими модернизационными // Российский экономический журнал. — 2009. — № 11-12.

7. П е т р о в  Ю. Экспортные пошлины на углеводородные энерноносители: отменить или усовершенствовать использование? (Об одном из предложений разработчиков «Стратегии 2020») // Российский экономический журнал. — 2011. — № 2.

8. П у т и н  В. Интервью Первому каналу и агентству Ассошиэйтед Пресс. — http://kremlin.ru/news/19143

9. Реформы глазами американских и российских ученых/ Общ. ред. О.Т. Богомолова. — М.: Российский экономический журнал, Фонд «За экономическую грамотность», 1996.

10. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. — http://www.minfin.ru,30/07.2012.

11.Совещание о ходе исполнения указов Президента от 7 мая 2012 года. — http://kremlin.ru/transcripts/18039.

12. Указ Президента РФ № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике». — http://www.Сonsultant.ru.

13. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». — http://www.Сonsultant.ru.

14. Шойбле В. Третий кредит Греции. —  http://www.svoboda.org/content/article/25081082.html.

15. http://www.federalreserve.gov/newsevents/press/monetary/20121212a.htm.

 

О НЕОБХОДИМОСТИ И СОДЕРЖАНИИ СМЕНЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Автор

Савченко Е.С., член-корреспондент Россельхозакадемии, губернатор Белгородской области

 

Аннотация

Связывая в своем интервью редакции причины нынешнего тяжелого состояния отечественной экономики с ошибочной макроэкономической, прежде всего — валютно-курсовой, политики, проводившейся на протяжении всего постдефолтного периода, автор аргументирует необходимость ее смены. Позитивные авторские предложения включают нацеливание этой политики на импортозамещение и переориентацию спроса с внешнего рынка на внутренний посредством девальвации российского рубля, непременно дополняемой энергичным проведением комплекса антиинфляционных и других мер, стимулирующих развитие материального производства, производственной и социальной инфраструктуры.

 

Ключевые слова

«сырьевой тип экономики», «макроэкономическая политика», «валютная политика», «антиинфляционная политика», «конкурентоспособность российской экономики», «девальвация российского рубля», «импортозамещение», «центробанковская ставка рефинансирования».

От редакции

Факты таковы, что об императивности этой смены ныне начинают открыто говорить (и предлагать ее содержательные варианты, созвучные рекомендациям, появлявшимся и на страницах нашего журнала) даже отдельные представители «властной вертикали», тринадцатилетний социально-экономический курс которой и в условиях сохранения высоких мировых цен на нефть привел народное хозяйство России в состояние, описываемое спорами «еще стагнация или уже рецессия?»

 

Список литературы

1. Г л а з ь е в  С. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013—2014 гг.) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3.

2. Е р ш о в  М., Т а т у з о в  В., У р ь е в а  Е. Ориентиры инновационного развития: «воспоминания о будущем»? (Макроэкономическая динамика-2013 опровергает докризисные прог­нозы) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 2.

3. Ж у к о в с к и й  В. «Нефтегазовый «Титаник» на исходе первого года «нового старого» политического цикла (комментарий к официальной макроэкономической статистике) //  Макроэкономическая динамика-2013 опровергает докризисные прог­нозы) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 2.

4. С а в ч е н к о  Е. Макроэкономическая политика России: проблемы и решения // АПК: экономика и управление . — 2013. — № 6.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ «МЕРТВОГО» ОБРАЗОВАНИЯ (К ВСТУПЛЕНИЮ В СИЛУ ФЗ № 273)

Автор

Смолин О.Н., доктор философских наук, председатель Центрального совета общественного движения «Образование для всех», президент общества «Знание»

Аннотация

В своем интервью редакции автор обстоятельно и многоаспектно критически оценивает содержание вступившего в силу 1 сентября 2013 г. Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации», конституирующего радикальную реформу образовательной системы страны. В качестве альтернативы этому диструктивному и антимодернизационному, согласно авторскому заключению, документу предлагается законопроект «О народном образовании», разработанный общественным движением «Образование для всех».

Ключевые слова

«реформа образования», «№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «законопроект  «О народном образовании», «Минобрнауки России», «общественное движение «Образование для всех».

От редакции

1 сентября текущего года начал действовать «продавленный» российской «властной вертикалью» через парламент (и, естественно, моментально подписанный главой государства) под самый конец года прошлого Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Созвучный нашей линии на конструктивно-критическое, включающее выдвижение конкретных альтернатив, освещение разворачиваемой в стране губительной радикально-либералистской реформы образования (и социальной сферы в целом») разбор концептуальных основ и ключевых содержательных положений проекта названного документа, разработанного Минобрнауки России, два с лишним года назад, в № 1 за 2011 г., был представлен на страницах «Российского экономического журнала». Речь идет о публикации «Две концепции федерального законодательного акта об образовании: сравнительный анализ», подготовленной редакцией по материалам проведенных в январе 2011 г. парламентских слушаний, организованных оппонентами официальной и авторами (сторонниками) альтернативной версии законопроекта. Главный разработчик последней — заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, председатель Центрального совета общественного движения «Образование для всех», президент общества «Знание», доктор философских наук Олег Николаевич Смолин, выступавший на слушаниях с основным докладом, комментирует в своем интервью окончательный текст ФЗ № 273, вступившего, стоит повторить, в силу.

На страницах «Российского экономического журнала» фигурировали «оговорки» относительно позитивности рассматриваемой нормы ФЗ № 273 (положения президентского указа № 597), причем исходящие от авторов с разным модусом критичности по отношению к проводимому курсу государственной социальной политики. См. предваряющую комментарии экономистов-«справедливороссов» к проекту федерального бюджета-2013 редакционную преамбулу, в которой речь идет о вынужденной угрозой общественных потрясений «очередной социальной подачке» в виде «доведения постыдно низких зарплат учителей, врачей и работников культуры до уровня в большинстве своем тоже позорных средних зарплат в регионах» (2012. — № 5. — С. 35), с одной стороны, статью Р.А. Яковлева «Среднерегиональный ориентир оплаты труда работников бюджетной сферы: критический взгляд» в № 6 за 2012 г., — с другой.

Список литературы

1. Б о б к о в  В. Удручающие социальные результаты двадцатилетней капиталистической трансформации России // Российский экономический журнал.  — 2012. — № 2.

2. В и н с л а в  Ю. Профессиональное образование и экономика: о необходимости и задачах государственного стимулирования интеграционных процессов (макро- и мезоуровневые аспекты) // Российский экономический журнал. — 2005. — № 5-6.

3. Д е л я г и н  М. Система бюджетных учреждений: грядет сокрушительный реформационный удар // Российский экономический журнал. 2010. — № 2.

4. Д м и т р и е в а  О. Особенности управления государственной собственностью в Российской Федерации // Российский экономический журнал. — 2013. — № 2.

5. М у х е т д и н о в а  Н. Очередная радикально-либералистская реформа социальной сферы: деструктивный потенциал «восемьдесят третьего» // Российский экономический журнал. — 2010. — № 2.

6. Проект федерального закона «О народном образовании». —  http://www.Сonsultant.ru

7. Официальная и альтернативная версии федерального бюджета-2013: продолжение «сказки про белого бычка» (комментарии О. Д м и т р и е в о й  и  Д. У ш а к о в а) // Российский экономический журнал. — 2012. — № 5.

8. Ч е р к о в е ц  В. Образовательная сфера: взаимодействие с материальным производством в инновационном развитии экономики // Российский экономический журнал. — 2009. — № 9-10.

9. Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». — http://www.Сonsultant.ru.

10. Ш в е ц о в  А. Информационное общество»: теория и практика становления в мире и в России // Российский экономический журнал. — 2010—2011.

11. Я к о в л е в  Р. Среднерегиональный ориентир оплаты труда работников бюджетной сферы: критический взгляд // Российский экономический журнал. —  2012. — № 6.

 

ПОСТСОВЕТСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАН: ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Автор

Пылин А.Г., кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра постсоветских исследований Института экономики РАН

Аннотация

Статья продолжает цикл публикаций сотрудников Центра постсоветских исследований ИЭ РАН о социально-экономической эволюции конкретных экс-республик СССР (ранее в «Российском экономическом журнале» были опубликованы материалы, посвященные Украине, Белоруссии, странам Балтии, Молдавии, Грузии и Армении). По итогам анализа соответствующей эволюции Азербайджана автор выявляет причины «Азербайджанского экономического чуда», связанные с успешной реализацией стратегии использования в рыночных условиях нефтегазового потенциала республики, а также характеризует новые стратегические задачи развития ее экономики, сопряженные с диверсификацией народного хозяйства на основе стимулирования ускоренного роста ненефтегазовых отраслей.

Ключевые слова

«Азербайджанская Республика (АР)», «Нагорно-Карабахский конфликт», «Турция», «Армения», «коридор «ТРАСЕКА (Европа—Кавказ— Азия)», «железная дорога «Баку—Тбилиси—Карс», «концепция «Азербайджан-2020: взгляд в будущее», «Алиев».

От редакции

Сегодня Азербайджанская Республика — страна с динамично развивающейся экономикой, интегрированной в глобальные экономические связи. В последнее десятилетие она достигла поистине впечатляющих экономических результатов, прочно заняв достойное место в системе мирового хозяйства и начав играть одну из ключевых ролей в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Однако первые годы суверенного существования стали для республики серьезным испытанием.Формирование основ рыночной экономики проходило в условиях сильного трансформационного спада, ставшего результатом не только разрушения прежнего межреспубликанского (общесоюзного) разделения труда, но и внутренней политической нестабильности, а также военного конфликта с Арменией вокруг Нагорного Карабаха

Список литературы

1. Азербайджан планирует увеличить ненефтяной экспорт в ближайшие 15 лет в 50 раз // Зеркало. — 2011. — 18 мая.

2. В а р д о м с к и й  Л. Независимая Армения в поисках модели экономического развития // Российский экономический журнал. — 2013. — № 2.

3. Г р и г о р ь е в Л. М., С а л и х о в  М. Р. ГУАМ — пятнадцать лет спустя: сдвиги в экономике Азербайджана, Грузии, Молдавии и Украины, 1991—2006. — М.: REGNUM, 2007.

4. Доклад о переходном процессе за 2011 год. Кризис и переходный процесс глазами людей. — Лондон: ЕБРП, 2011.

5. Доклад о переходном процессе за 2012 год. Трансграничная интеграция. — Лондон: ЕБРР, 2012.

6. И с м а и л о в Ч. Н., С у л е й м а н о в  В. Э. 20-летний путь независимого экономического развития Азербайджана. — Баку, 2011.

7. Концепция развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее». — http://www.president.az/files/future_ru.pdf.

8. Макромонитор СНГ (Евразийский банк развития). — 2012. — Март.

9. М а м е д о в  С. Баку инвестирует в экономику третьих стран // Независимая газета. — 2011. — 20 апреля.

10. М а м е д л и  И. Успешная модель независимой экономики // Trend News Agency. Азербайджан. — 2011. — 24 августа

11. М а м е д л и  И. Из среднего уровня в высокий. — www.regionplus.az/ru/articles/view/1294.

12. Национальные особенности проявления мирового финансового кризиса в постсоветских странах / Под общ. ред. Л.Б. Вардомского. — М.: ИЭ РАН, 2010.

13. Нефтяная стратегия Гейдара Алиева. —http://www.azerbaijan.az/_Economy/_OilStrategy/_oilStrategy_r.html.

14. Р у с т а м о в  Э. Этапы экономического развития Республики Азербайджан // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 3.

15. Р у с т а м о в  Э. Продолжается строительство железной дороги между Ираном и Азербайджаном. — http://www.1news.az/economy/20110324124704746.html.

16. Я з ь к о в а  А. Нагорный Карабах: будет ли найден выход из тупика? // Мир перемен. — 2011. — № 2.

17. Doing Business 2009: The International Bank for Reconstruction and Development. — Washington, DC: The World Bank, 2008.

18. IMF Executive Board Concludes 2010. Article IV. Consultation with Republic of Azerbaijan. In: Public Information Notice (PIN). No. 10/58. — Washington, DC: International Monetary Fund, 2010 (May 13).

19. S c h w a b  K. The Global Competitiveness Report 2012—2013. — Geneva: World Economic Forum, 2012.

20. World Development Indicators & Global Development Finance. — 2011. — April.

21. World Economic Outlook. September 2011. — Washington, DC: IMP, 2011.

22. World Economic Outlook Database. — Wash.: IMF, 2012 (October).

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ЕВРО: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР ЭВОЛЮЦИИ

Автор

Кондратов Д.И., кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института Европы РАН

Аннотация

В статье формулируются некоторые общие соображения относительно истории, настоящего и обозримой перспективы развития международного рынка евро, создающие предпосылки анализа российского вектора его эволюции. Рассматриваются факторы расширения сферы использования в России общеевропейской валюты, характеризуются ее реальные функции на российском рынке, прогнозируются перспективы и последствия широкомасштабного внедрения евро в нашу экономику, обосновываются некоторые рекомендации для отечественных денежных властей.

Ключевые слова

«зона евро», «общеевропейская валюта», «Европейский союз», «валютная интеграция», «международный рынок евро», «российский рынок наличных (безналичных) евро», «курсовая политика Банка России», «бивалютная корзина».

От редакции

Отреагировав в начале 1999 г. на феномен введения в одиннадцати странах Европы единой денежной единицы двумя публикациями (см.: В е л и ч е н к о в  А. Россия и евро: проблему «проспали» // Российский экономический журнал. — 1999. — № 1; М а к а р е в и ч  А. Введение евро открывает для России новые горизонты. — Там же) и предварив их пассажем о том, что отдаленные последствия этого события, в том числе для России, «не в состоянии предвидеть никто» (там же. — С. 66), мы выразили намерение «по возможности широко освещать связанные с евро сюжеты, разумеется, с акцентом на их значимость для отечественной экономики» (там же). Получилось однако, так, что разработку самих «сюжетов» прежде всего в материалах по европейской интеграции и ее валютно-финансовой составляющей, нашим авторам далеко не всегда удавалось хотя бы опосредственно сориентировать (вывести) на собственно российские проблемы. Специальных же крупноформатных публикаций по тематике «Россия и евро» («евро и Россия») у нас после 1999 г. просто не было (хотя она, конечно, в той или иной мере затрагивалась во многих разнопредметных текстах, включая посвященные денежно-кредитной и внешнеторговой политике страны, задачам дедолларизации национальной экономики, и др.), и статья Д.И. Кондратова помещается в первую очередь по элементарному мотиву «лучше поздно, чем никогда» 

Список литературы

1. Б у т о р и н а  О. В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. — М.: Деловая ли¬тература, 2003.

2. В о р о н и н а  В., Д ы н н и к о в а  О. Влияние изменения курса евро на экономику России. — М.: Центр экономических и финансовых разработок, 2002.

3. В е л и ч е н к о в  А. Россия и евро: проблему «проспали» // Российский экономический журнал. — 1999. — № 1.

4. К о н д р а т о в  Д. Евросоюз: денежно-кредитная политика и мировой финансовый кризис // Современная Европа. — 2010. — № 1.

5. К о н д р а т о в  Д. Проблемы расширения зоны евро (на примере Чехии) // Деньги и кредит. — 2010. — № 10.

6. К о н д р а т о в  Д.  Денежно-кредитная политика в странах Еврозоны // Экономический журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 15. — № 2.

7. К о н д р а т о в  Д.  Проблемы расширения зоны евро на Восток (на примере Польши) // Проблемы прогнозирования. — 2011. — № 6.

8. К о н д р а т о в  Д.  Евросоюз: проблемы экономического роста // Современная Европа. — 2012. — № 3.

9. К о н д р а т о в  Д.  Финансовая интеграция: мировая практика и перспективы развития СНГ // Экономический журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 16. — № 1.

10. К о н д р а т о в  Д.  Международный рынок евро: настоящее и будущее // Белорусский экономический журнал. — 2012. — № 3—4.

11. К о н д р а т о в  Д.  Некоторые актуальные проблемы европейской экономики // Деньги и кредит. — 2012. — № 6.

12. К о н д р а т о в  Д.  Перспективы вхождения Польши в зону евро // Экономист. — 2012. — № 6.

13. К о н д р а т о в  Д.  Последствия европейского долгового кризиса и перспективы зоны евро // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 10.

14. К о н д р а т о в  Д.  Антикризисная политика зоны евро в условиях долгового кризиса // Общество и экономика. — 2013. — № 1-2.

15. К о н д р а т о в  Д. Международный рынок евро: проблемы и перспективы развития // Экономический журнал Высшей школы экономики. — 2013. — Т. 17. — № 2.

16. М а к а р е в и ч  А. Введение евро открывает для России новые горизонты // Российский экономический журнал. — 1999. — № 1.

17. П и щ и к В. Я. Интернационализация евро и повышение его роли в мировой валютной сис¬теме. В кн.: Мировая валютная система и проблемы конвертируемости рубля. — М.: Международные отношения, 2006.

18. С е р е г и н а  С., Л а р и о н о в а  М. Европейский долговой кризис и новые направления реформирования механизмов экономической политики ЕС // Российский экономический журнал. — 2012. — № 6.

19. C r e e l   J., Laurant E. La Banque Centrale Europeenne va-t-elle faire Plonger la Zone Euro? // Lettre de 1 OFCE. Paris. — 2008. — № 296.

20. E i c h e n g r e e n  В., M a t h i e s o n  D. The Currency Composition of Foreign Exchange Reserves: Ret¬rospect and Prospect // IMF Working Paper. — 2000. — WP/00/131; Elements of the Euro Area: Integrating Financial Markets / ed. by J. Berg, M. Grande, F. Mongelli. — Aldershot: Ashgate Publishing, Ltd., 2005.

21. European Central Bank. International Role of the Euro-2011. —Frankfurt-am-Main: ECB, 2012 (http://www.ecb.int/pub/pdf/other/euro-international-role201207en.pdf).

22. G r o s  D. China and India: Implications for the EU Economy: CEPS Working Document № 280. — http://www.ciaonet.org/wps/cepsl0606/cepsl0606.pdf.

23. Monetary Policy in the Euro Area: Strategy and Decision Making at the European Central Bank / ed. by О. Issing, V. Caspar, I. Angeloni, О. Tristani. — Cambridge : Cambridge University Press, 2001.

24. OECD Economic Surveys: Euro Area. — P.: OECD Publishing, March 2012.

25. P o l a r i s k i  Z., W i n k l e r  A. Russia, EU Enlargement and the Euro // European Central Bank Oc¬casional Paper Series. — 2008. — № 93.

26. R o s e  A. One Money, One Market: the Effect of Common Currencies on Trade // Economic Policy. — 2000. — № 30.

27. R o s e  A. One Money, One Market: The Effect of Common Currencies on Trade // Economic Policy. — 2000. — № 30.

28. S u r i c o  P. The Monetary Policy of the European Central Bank // The Scandinavian Journal of Economics. — 2007. — Vol. 109. — № 1.

29. http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf

30. http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/ex_rate_ind_12.htm&pid=svs&sid=analit.

31. http://www.bp.com/sectiongenericarticle800.do?categoryId=9037157&contentId=7068604

32. http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=ext_lt_mainez&lang=en