Автор
Швецов А.Н., доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН
Аннотация
В статье оценивается эффективность энергично применяемых в последние годы «федеральным центром» инструментов государственного стимулирования территориального развития в рамках концепции «точек роста». Речь идет об особых правовых режимах ведения предпринимательской деятельности в границах локальных ареалов, где инвесторам предоставляются нетривиальные налоговые, инфраструктурные и прочие льготы, т.е. о таких предусмотренных новейшим законодательством механизмах территориально сфокусированного преференциального стимулирования, как, в частности, «особые экономические зоны», «зоны территориального развития» и «территории опережающего развития». На основе анализа обширного фактолого-статистического материала о практике задействования ОЭЗ, ЗТР и ТОР в различных субъектах РФ автор приходит к тревожному выводу: хотя это направление стало приоритетным в государственной политике пространственного развития страны, оно не только не обеспечило ожидавшихся результатов, но и стало явно контрпродуктивным. Вместо того, чтобы сыграть роль «точек роста» и мощных источников распространения («диффузии») технологических и других инноваций, анализируемые локальные ареалы за редкими исключениями оказались «черными дырами» — бизнес-анклавами, выключенными из кооперационных связей с окружающим и экономическим пространством и, хуже того, дестимулирующими его развитие, вытягивающими чужие ресурсы, прежде всего высококвалифицированные трудовые. Выявляются причины этого превращения в России предполагавшихся (и демонстрируемых за рубежом) достоинств «зональных» инструментов в свою противоположность и обосновываются принципиальные позитивные рекомендации. Они касаются прежде всего: а) ликвидации «панацейщины и кампанейщины» и предпочтительности индивидуального подхода к применению того или иного «зонального» механизма как к «штучному» проекту; б) координации и согласованности принятия соответствующих государственных решений в масштабе всей страны; в) рассмотрения любого прецедента использования подобных управленческих инструментов в качестве инвестиционного проекта, оценка эффективности которого, как известно, во-первых, есть обязательная предпосылка принятия решения о его реализации, а во-вторых, требует корректно разработанной специальной методики с выявлением пользы для всех заинтересованных сторон (и государства, и региона, и бизнеса); г) перехода от замешенного на иждивенчестве «мест» госпатернализма в региональной политике к поощрению саморазвития регионов в условиях федеративного государства.
Ключевые слова
«государственная (федеральная) региональная политика», «государственная политика регионального (пространственного) развития», «государственный патернализм в региональной политике», «самостоятельность (саморазвитие) регионов», «особые правовые режимы предпринимательской деятельности», «особые экономические зоны», «зоны территориального развития», «территории опережающего развития», «Минвостокразвития России», «управляющая компания «Корпорация развития Дальнего Востока», «методология и методика оценки эффективности инвестиционных проектов».
Список литературы
1. Б а б и н ц е в В., В а л и у л л и н Х. Особые экономические зоны // Российский экономический журнал. — 1992. — № 9.
2. Б а т ч и к о в С., Ж у к о в с к и й В. Очередная официальная попытка оправдания тупикового социально-экономического курса (о правительственном отчете-2014) // Российский экономический журнал. — 2015. — № 2.
3. Б у х в а л ь д Е., В а л е н т и к О. Территории опережающего развития: падение или иллюзия? // Этап: экономическая теория, анализ, практика. — 2015. — № 2.
4. В а с и л ь е в Л. Свободные экономические зоны: от эйфории к продуктивной работе // Российский экономический журнал. — 1992. — № 11—12.
5. В и л е н с к и й П., Л и в ш и ц В., С м о л я к С., Ш а х н а з а р о в А. О методологии оценки эффективности реальных инвестиционных проектов // Российский экономический журнал. — 2006. — № 9-10.
6. В о л к о в А., Г у т н и к А., К в а ш н и н Ю., О л е н ч е н к о В., Щ е д р и н А. Преодоление кризисных явлений в некоторых странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 3.
7. Г а л у ш к а А. Первая тройка // Российская газета-Бизнес. — 2015. — 17 февраля.
8. Д е л я г и н М. Российский либерализм: интеллектуальный паралич и угроза развитию (о статье премьер-министра «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы»). Послесловие А. М е л е н т ь е в а) // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5.
9. Д р о б ы ш е в а И. Бизнес с нуля. Дальний Восток готовится принять резидентов // Российская газета-Бизнес. 12 мая 2015 г.
10. Е д о в и н а Т. ТОР на всю страну // Коммерсант. — 2015. — 2 июня (URL:http://www.kommersant.ru/doc/2739688).
11. З а м я т и н Б. К образованию свободных экономических зон // Российский экономический журнал. — 1993. — № 3.
12. З и м е н к о в Р. Свободные экономические зоны: американский опыт // Российский экономический журнал. — 1998. — № 3.
13. З и м е н к о в Р. Свободные экономические зоны. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
14. М а н е ж е в С. Свободные экономические зоны в переходных экономиках КНР и России // Российский экономический журнал. — 1993. — № 7.
15. Д е м ь я н е н к о А. Еще раз о реализованной академической программе фундаментальных исследований пространственного развития страны // Российский экономический журнал. — 2016. — № 2.
16. И н о з е м ц е в В. По-соседски: почему финансовый центр нужно создавать в Казахстане. URL:http://www.rbc.ru/opinions/finances/27/10/2015/562f37369a79471a151510cb.
17. К у з н е ц о в а О. Федеральная региональная политика: об идеологии и институтах // Российский экономический журнал. — 2013. — № 1.
18. К р ю ч к о в а Е. Губернаторы ответят за зоны. — URL:http://www.kommersant.ru/doc/2957316?utm_source=kommersant&utm_medium=doc&utm_campaign=vrez.
19. Л е к с и н В., Ш в е ц о в А. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал. — 1996. — № 2.
20. Л е к с и н В., Ш в е ц о в А. Региональные программы в новейшей реформационной ситуации // Российский экономический журнал. — 2000. — № 8.
21. Л е к с и н В., С к в о р ц о в В., Ш в е ц о в А. Российский Дальний Восток и его «региональные столицы»: поиск стратегий развития // Российский экономический журнал. — 2007. — № № 9-10.
22. Л и в ш и ц В., Ш в е ц о в А. Каких ошибок следует избегать при оценке инвестиционных проектов с участием государства // Вопросы экономики. — 2011. — № 9.
23. Л ю т о в а М. Развитие ОЭЗ отдадут регионам // Ведомости. — 2015. —10 июня.
24. М а у В. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. — 2011. — № 2.
25. Н а б е р е ж н о в Г., С т а р о с т и н а Н. Герман Греф призвал не мотивировать людей ГУЛАГом. — URL:http://top.rbc.ru/finances/02/10/2014/542d0fe4cbb20fdf04cd5add.
26. О к у н ь С., С к о р о б о г а т ь к о Д. Особые зоны по специальным ценам. — URL:http://www.kommersant.ru/doc/3008286.
27. О президентском послании-2014 парламентариям (размышления и оценки А. Ф р о л о в а, Ю. Б о л д ы р е в а) // Российский экономический журнал. — 2014. — № 6.
28. П а н с к о в В. О схемах «минимизации налогов» и законодательных мерах противодействия их применению // Российский экономический журнал. — 2004. — № 11-12.
29. П а н с к о в В. Еще раз о правовом противодействии использованию «серых» схем налогового планирования // Российский экономический журнал. — 2005. — № 11-12.
30. С е м е н о в Г. Развитие свободных экономических и офшорных зон // Российский экономический журнал. — 1995. — № 11.
31. С о л о в ь е в а О. Дума критикует подготовку к секвестру // Независимая газета. 2015. — 24 июня.
32. Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» (2009—2011). — М.: Медиа-Пресс, 2013.
33. Ш в е ц о в А. Государственная региональная политика: хронические проблемы и актуальные задачи системной модернизации // Российский экономический журнал.— 2007. — № 11-12.
34. Ш в е ц о в А. Уникальное академическое исследование пространственного развития России (концептуально-методологические основы, организационные аспекты и результаты реализации междисциплинарной программы Президиума РАН) // Российский экономический журнал. — 2014. — № 3.
35. Ш в е ц о в А. Государственно-частное партнерство и инфраструктурные проекты регионального развития // Проблемы теории и практики управления. — 2014. — № 3.
36. Ш в е ц о в А. Роль государства в преобразовании социоэкономического пространства // Пространственная экономика. — 2015. — № 1.
37. Ш в е ц о в А. Государственный патернализм или региональная свобода? // Федерализм. — 2016. — № 2.
38. URL:http://audit.gov.ru/press_center/news/26369.
39. URL:http://government.ru/news/17737.