Развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта — фактор экологизации продукции высокотехнологичной промышленности России

П. Лавриненко

Автор

Лавриненко П.А., младший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Аннотация

Исходными пунктами авторского исследования служат две констатации. Во-первых, поскольку в современной глобальной экономике транспорт входит в ряд крупнейших источников выбросов двуокиси углерода в атмосферу, в настоящее время в рамках стратегий «зеленого роста» и продвижения к «низкоуглеродной экономике» в странах, участвующих в «киотском» процессе и включающихся в процесс «парижский», проводится активная политика повышения классов экологичности всех видов транспорта, в том числе, железно-дорожного. Во-вторых, одно из важнейших направлений такой политики применительно к железнодорожному транспорту — принятие и реализация планов (программ, проектов) приоритетного развития высокоскоростной его сферы: прокладывания высокоскоростных магистралей (ВСМ) и их эксплуатации посредством использования высокоскоростных поездов (ВСП).

Вторая констатация касается и России, в связи с чем автор статьи разворачивает дискурс, обозначенный в ее заголовке (причем железнодорожный транспорт рассматривается главным образом в пассажирской его составляющей). В порядке декомпозиции данной задачи, во-первых, выявляются позитивные экологические эффекты высокоскоростной сферы (при опоре на имеющиеся в литературе классификации воздействий строительства и эксплуатации ВСМ на окружающую среду), включая, конечно, преимущества ВСП перед классическими поездами с точки зрения снижения объемов выбросов двуокиси углерода. Во-вторых, — анализируется структура источников энергии, используемых для удовлетворения электроэнергетических нужд железнодорожной инфраструктуры, раскрывается соответствующий потенциал возобновляемых источников энергии при развитии ВСМ. В-третьих, — в отношении проектируемой ВСМ Москва—Казань приводятся конкретные расчеты возможного сокращения выбросов двуокиси углерода всеми видами пассажирского транспорта на данном маршруте.

Даже из этих, относящихся лишь к одной ВСМ, расчетов следует: экологическая эффективность прокладывания и эксплуатации всей сети ВСМ, предусмотренных «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года», окажется довольно высокой. Это — один из доводов в пользу ускоренного развития сети ВСМ, дающего импульсы дальнейшей экологизации продукции обеспечивающих это развитие секторов высокотехнологичной отечественной индустрии.

Ключевые слова

стратегии зеленого роста; выбросы двуокиси углерода в атмосферу; низкоуглеродная экономика; киотский и парижский процессы; возобновляемые источники энергии; модернизация железнодорожного транспорта; классы экологичности железнодорожного транспорта; высокоскоростные магистрали (ВСМ) и высокоскоростные поезда; классификация экологических эффектов прокладывания и эксплуатации ВСМ; ВСМ Москва – Казань; Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

Библиографический список:

1. Б о р и с о в  В., П о ч у к а е в а  О. Проекты инновационного развития Арктической зоны России через призму теории «зеленого роста» // Российский экономический журнал.  — 2015. — № 6.

2. Бюллетень объединенного ученого совета ОАО «РЖД». — 2012. — № 1 (URL:http://istina.msu.ru/journals/11996756).

3. Выпуски «Railway Handbook. Energy Сonsumption and CO2 Еmissions» Международного энергетического агентства (International Energy Agency) за 2012 г. и 2015 г. (см. URL: http://мимо.com.ua/info/137-iea-international-energy-agency-mezhdunarodnoe-energeticheskoe-agentstvo-mea.html).

4. Выступление А.С. Мишарина на «Пассажирском форуме 2015» (URL: http://www.hsrail.ru/press-center/news/518.html).

5. П о р ф и р ь е в  Б.,  Т е р е н т ь е в  Н. Концепция экосистемных услуг населению и экономике: к реализации в российской Арктике в условиях климатических изменений // Российский экономический журнал.  — 2016. — № 6.

6. Проект строительства участка «Москва—Казань» высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва—Казань—Екатеринбург». Информационный бюллетень ОАО «РЖД». — URL: http://www.oprf.ru/files/MemoMoscow-KazanRU.pdf.

7. С и л ь в е с т р о в  С., Р о г и н к о  С. По поводу рисков Парижского соглашения о климате для социально-экономического развития России // Российский экономический журнал. — 2016. — № 6.

8. С т а р ц е в  А. Парижское международное соглашение по регулированию климата: к вопросу о научной обоснованности избранного приоритета противодействия глобальному потеплению // Российский экономический журнал. — 2016. — № 6.

9. С у в о р о в  Н., Б о р и с о в  В. О качественно-количественных определенностях «инновационно-технологической продукции» и методике ее оценки в контексте задач ресурсосбережения // Российский экономический журнал.   — 2015. — № 4.

10. Экологические последствия ограничения въезда и использования в Москве автомобилей низких экологических классов. Презентация МАДИ, 2014. — URL: http://docslide.net/environment/-557f4759d8b42ac3288b4e58.html.

11. Comparing environmental impact of conventional and high speed rail. Network Rail, New Lines Programme. — URL: https://ntl.bts.gov/lib/51000/51000/51097/DOT-VNTSC-FRA-13-02.pdf.

12. Graphics On Regions, Tourism and Transport. European Parliamentary Research Service Blog. — URL: https://epthinktank.eu; Transportation Research  Record: Journal of the Transportation Research Board. — URL: http://trrjournalonline.trb.org/loi/trr.

13. ULR: http:// www.iea.org; www.eea.europa.eu.

14. URL:http://www.gudok.ru/news/mechengineering/?ID=1338951.

15. URL: http://rzd.ru, www.skyscanner.ru.