Концепция «обслуживающего» лидерства в составе национальной концепции интеллектуального лидерства экономики знания: обзор, направления исследований

Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш.

Авторы

Гумерова Г.И., доктор экономических наук, профессор, Руководитель направления Департамента образовательных проектов и про- грамм, Фонд инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО),

Шаймиева Э.Ш., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, зав. научно-исследовательской лабораторией менеджмента знаний факультета менеджмента и инженерного бизнеса «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»

Аннотация

В исследовании проведен структурированный обзор исследований в зарубежной, российской экономической литературе концепций лидерства в экономике знаний за 1967–2015 гг., выявлены пробелы для их рассмотрения в будущих исследованиях. В обзоре работ использован авторский подход на основе управлениями явными и неявными знаниями, наличия концепции в составе института интеллектуальной собственности. Результатом исследования выступает блок рекомендаций для дальнейших исследований, имеющий междисциплинарный характер, для конкретных научных дисциплин, сайтов научных журналов. Результаты исследования имеют практическую значимость для теоретиков, методологов менеджмента лидерства, знаний, института интеллектуальной собственности.

Ключевые слова

Теории лидерства, экономика знаний, явные и неявные знания, руководитель — «обслуживающий» лидер.

Библиографический список

1. Адизес И. К.Управляя изменениями. — СПб.: Питер, 2008. — 224 с.

2. Аналитический доклад “Подходы к формированию и запуску новых отраслей промышленности в контексте Национальной технологической инициативы, на примере сферы "Технологии и системы цифровой реальности и перспективные "человеко-компьютерные" интерфейсы (в части нейроэлектроники)". — 2015. — М. — 79 c. [Электронный ресурс] /https://asi.ru/nti/docs/Doklad.pdf (дата обращения 12.06.2017).

3. Беляцкий Н.П. Дискретность лидерства. Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — №6. — [Электронный ресурс] http://www.mevriz.ru/articles/2004/6/3530.html (дата обращения 12.06.2017) — cтатья в интернете.

4. Благов Е.Ю. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление. Российский журнал менеджмента. — 2004. — №3. — С. 17–24. [Электронный ресурс] http://www.rjm.ru/files/upload/rjm/2004/3/blagov_the_corporate_social_responsibility_concept_strategic_managment.pdf (дата обращения 12.06.2017) — cтатья в интернете.

5. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 301 c.

6. Гумерова Г., Шаймиева Э. Концепция «обслуживающего лидерства» для управления неявным знанием: анализ и синтез. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2016. — №5 (338). — С. 111–128.

7. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Концепция «обслуживающего» лидерства в составе теорий лидерства, модели управления знанием в составе национальной модели управления: анализ, разработки авторов. // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016. — № 3–1 (70). — С. 140–142.

8. Доманин А.Б. Концепция управления предприятием на основе системного подхода к информации. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — №6 — [Электронный ресурс] http://www.mevriz.ru/articles/2003/6/1128.html — (дата обращения 12.06.2017) — cтатья в интернете.

9. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 235 с. — (Учебники для программы МБА).

10. Кудряшова Е.В. Концепция «обслуживающего» лидерства Р. Гринлифа в кн.: Человек — философия — гуманизм // Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса. Санкт-Петербургский государственный университет. 1997. — С. 114–116.

11. Миндели Л.Э., Пипия Л.К. Концептуальные основы формирования экономики знаний // Проблемы прогнозирования. — 2007. — №3. — С. 115–136.

12. Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 624 с.

13. Мудрагей Н. С. Рациональное-иррациональное: взаимодействие и противостояние // Исторические типы рациональности. В 2 т. Т. 1. — М.: ИФРАН, 1995. — С. 71–87.

14. Нонака И., Такеучи Х. Компания — создатель знания. — М.: Гардарики, 2007. — 312 с.

15. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.— М.: Фонд экономической книги Начала, 1997. — 180 с.

16. Официальный сайт журнала «Менеджмент в России и за рубежом», 2016. — Режим доступа: http://mevriz.ru/?searchid=2238818&text=%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9&web=0 (дата обращения 12.06.2017).

17. Официальный сайт журнала «Российский журнал менеджмента», 2016. — Режим доступа: https://yandex.ru/sitesearch?text=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D0%B8%2C+%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8+%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&searchid=1722831&lr=43&web=0 (дата обращения 12.06.2017).

18. Официальный сайт журнала «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», 2016. — Режим доступа: http://www.finizdat.ru/search/?q=%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%EA%E0+%E7%ED%E0%ED%E8%E9&s.x=0&s.y=0 (дата обращения 12.06.2017).

19. Официальный сайт Национальной электронной библиотеки elibrary, 2016. — Режим доступа: — Режим доступа: http://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения 12.06.2017).

20. Панкратова О.А. Проблема соотношения рационального и иррационального в познавательной деятельности: дисс… канд. философ.наук. — Ульяновск. 2014. — 150 с.

21. Сундуков A.B. Лидерство как управленческая технология развития организаций в информационной экономике // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — № 11 (139). С. 185–189.

22. Тихомиров А.А., Спэнглер У.Д. Стили лидерства и успешность слияний: трансформационно-трансакционная концепция лидерства. // Российский журнал менеджмента. — 2005. — Том 3 (2). — С. 71–98. — [Электронный ресурс] http://www.rjm.ru/files/upload/rjm/2005/2/tikhomirov_leadership_m_a.pdf (дата обращения 12.06.2017) — статья в интернете.

23. Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. — 2003. — № (2). — С. 3–24.

24. Caroll B.C., Patterson K. 2014. Servant Leadership: A Study Between India and the United States // Servant Leadership: Theory & Practice. — Volume 1, Issue 1. — P. 16–45.

25.  Davenport, H.T., De Long, W.D and Beers, C.M. 1997. Building Successful Knowledge Management Projects. Centre for Business Innovation Working Paper Ernst & Young LLP. [Электронный ресурс] http://www.providersedge.com/docs/km_articles/Building_Successful_KM_Projects.pdf (дата обращения 12.06.2017) — статья в интернете.

26. Dirk van Dierendonck. 2010. Servant Leadership: A Review and Synthesis // Journal of Management. — 2010. — № 37. — 1228 originally published online 2 September 2010. DOI: 10.1177/0149206310380462.

27. Gibb C. 1969. Leadership. In: Lindzey G., Aronson Е. (eds.). The Handbook of Social Psychology. (2nd ed. Reading (Mass.). — Addison-Wesley — 1969. — Vol. 4. — Pp. 205–282.

28. Hofstede G. The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories // Journal of International Business Studies. — 1983. — Vol. 14, (2) (Special Issue on Cross Cultural Management (Autumn). — Pp. 75–89. [Электронный ресурс] http://www.aogaku-daku.org/wp-content/uploads/2011/07/culturalRelativity6.pdf (дата обращения 12.06.2017). — статья в интернете.

29. House R., Javidan M., Hanges P., Dorfman P. Understanding cultures and implicit leadership theories across the globe: an introduction to project GLOBE // Journal of World Business. — 2002. — №37. — Pp. 3–10.

30. Jaworski J., Scharmer O. Leadership in the New Economy: Sensing and Actualizing Emerging Futures. // Working paper, Society for Organizational Learning. Cambridge, Mass., and Generon Consulting, Beverly. — 2000. — P. 48.

31. Liden R.C., Wayne S.J. Servant leadership and serving culture: influence on individual and unit performance // Academy of Management Journal. — 2014. — Vol. 57 (5). — Pp.1434–1452. [Электронный ресурс], URL: http://dx.doi.org/10.5465/amj.2013.0034 (дата обращения 12.06.2017) — статья в интернете.

32. Peterson S.J., Galvin S.J., Galvin B.M., Lange D. — 2012. — CEO Servant Leadership: exploring executive characteristics and firm performance // Personnel Psychologies. — 2012. — №65. — Pp. 565–596.

33. Pircher V., Peus C. Servant Leadership. In: J. Felfe (Hrsg.) Trends der psychologischen Führungsforschung. Neue Konzepte, Methoden und Erkentnisse // Göttingen: Hogrefe Verlag. — 2014. — Pp. 67–77.

34. Sendjaya S., Sarros J.C., Santora J.C. Defining and Measuring Servant Leadership Behavior in Organization // Journal of Management. — 2008. — №45 (2). — Pp. 402–420.

35. Senge P. 1999. The Fifth Descipline: the Art and Practice of the Learning Organization. New York: Doubledayin: Scharmer O., Brian ArthurW., Day J., Jaworski J., Jung M., Nonaka I., Senge P. Illuminating the Blind Spot: Leadership in the Context of Emerging Worlds. [Электронный ресурс] http://www.ottoscharmer.com/sites/default/files/2002_Illuminating_the_Blind_Spot.pdf (дата обращения 12.06.2017) — статья в интернете.

36. Swedberg R. Markets as Structures in: Smelser N., Swedberg R. (eds). The Handbook of Economic Sociology. — Princeton: Princeton University Press. — 1994. — 752 p.