2019-й: о нейтрализации сохраняющихся угроз народнохозяйственному развитию на основе совершенствования ряда инструментов госрегулирования экономики

Винслав Ю.Б.

Винслав Ю.Б., доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ-РГГРУ)

Аннотация. В статье проанализированы главные показатели функционирования отечественной экономики в январе–ноябре 2018 г. Сделан вывод о необходимости концентрации усилий на преодолении экономической стагнации на основе прежде всего изменения действующей модели государственного стратегического планирования. Качество последнего становится важнейшим условием структурной перестройки и инновационной модернизации экономики. На примере конкретных отраслевых сфер выявлены изъяны практики разработки госпрограмм и нацпроектов. Предложен алгоритм действий по формированию многоуровневой системы национального стратегического планирования, обеспечивающей концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях технологического и социально-экономического развития. Показана значимость межведомственного взаимодействия в процессе разработки стратегических плановых документов. Даны рекомендации по каскадированию целевых установок макроуровня в системе планирования. Обоснованы предложения по усилению государственного стимулирования диверсификационных, интеграционных и инновационных процессов.

Ключевые слова: стагнация, стратегическое планирование, государственные программы, национальные проекты, приоритеты технологического и социально-экономического развития, межведомственное взаимодействие, диверсификация, интеграция (образования, науки, производства), инновации.

2019: on neutralization of the remaining threats to economic development on the basis of improvement of a number of instruments of state regulation of the economy

Vinslav Yu.B., Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher of MGRI-RGGRU

Abstract. In article key indicators of functioning of domestic economy for January-November, 2018 are analyzed. The conclusion is drawn on need of concentration of efforts on overcoming economic stagnation on the basis of improvement of the working model of the state strategic planning. The quality of this planning becomes the most important condition of structural and innovative modernization of economy. On the example of concrete branch spheres shortcomings of practice of development of state programs and national projects. The algorithm of actions for formation of the multilevel system of national strategic planning providing concentration of resources on the priority directions of technological and social and economic development is offered. The importance of interdepartmental interaction in the course of development of strategic planned documents is shown. Recommendations about cascading of purposes of macrolevel in the system of planning are made. The proposals to strengthen the state stimulation of diversification, integration and innovation processes are substantiated.

Keywords: stagnation, strategic planning, state programs, national projects, priorities of technological and social and economic development, interdepartmental interaction, diversification, integration (educations, sciences, productions), innovations.

Библиографический список

  1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.
  2. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/.
  3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/.
  4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 322 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Воспроизводство и использование природных ресурсов”». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162083/.
  5. Анисимов В.Ф., Винслав Ю.Б. Промышленность в субъектах РФ: параметры новейшей эволюции и проблемы правообеспеченного регулирования // Российский экономический журнал. — 2016. — №2. — С. 3–18 (начало), №3. — С. 23–39 (окончание).
  6. Батчиков С.А., Петров Ю.А. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал. — 1997. — №10. — С. 3–15.
  7. Батчиков С.А. Выдвижение «приоритетных национальных проектов»: шаг к долгожданной социальной переориентации реформационного курса? // Российский экономический журнал. — 2005. — № 9–10. — С. 3–25.
  8. Винслав Ю.Б. Утверждая научные принципы управления интегрированными корпорациями // Российский экономический журнал. — 2001. — № 10. — С. 3–26.
  9. Винслав Ю.Б. Федеральная промышленная политика: к определению приоритетов в контексте новейшей индустриальной эволюции страны // Российский экономический журнал. — 2008. — № 1–2. — С. 3–17.
  10. Винслав Ю.Б., Матюшина Н.А. Методические вопросы формирования стратегий организационного развития интегрированных структур // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2010. — № 4. — С. 146–161.
  11. Винслав Ю.Б. Национальная промышленная политика: еще раз об абсолютной модернизационной необходимости и ключевых параметрах развертывания // Российский экономический журнал. — 2012. — №4. — С. 3–26.
  12. Винслав Ю.Б. Три хронические «болезни» отечественного государственного управления: как лечить? // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2013. — № 3. — С. 4–5.
  13. Винслав Ю.Б. Стратегическое макропланирование и национальная промышленная политика: содержательны ли официальные законопроекты? // Российский экономический журнал. — 2014. — №3. — С. 3–22.
  14. Винслав Ю.Б. Федеральный закон о промышленной политике: снова об актуальности законодательной новации как таковой, о системных изъянах и направлениях доработки конкретной версии документа // Российский экономический журнал. — 2015. — №3. — С. 70–75 (начало), №4. — С. 12–33 (окончание).
  15. Винслав Ю.Б. Проектный подход как многоуровневый управленческий феномен: общесистемное содержание, актуальность применения на макроуровне, необходимость и специфика использования на уровне крупных интегрированных корпораций // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 79–84 (начало), №6. — С. 85–95 (окончание).
  16. Винслав Ю.Б. К обеспечению сбалансированности образовательной, научной и промышленной сфер и их интеграции // Российский экономический журнал. — 2017. — № 5. — С. 70–82.
  17. Винслав Ю.Б., Сибурина Т.А. Внешнесредовые факторы-детерминанты здоровья: актуализация проблемы межотраслевого государственного регулирования, пути решения // РИСК. — 2017. — № 4. — С. 85–95.
  18. Винслав Ю.Б. Промышленно-инновационная политика в системе государственного управления экономикой: новейшие модернизационные проблемы и подходы к их решению // Российский экономический журнал. — 2018. — № 3. — С. 3–27.
  19. Винслав Ю.Б. О путях совершенствования механизмов стратегического планирования развития экономики (общесистемные, отраслевые, инновационные аспекты) // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2018. — №3. — С. 75–91.
  20. Винслав Ю.Б. Минерально-сырьевой комплекс России: тренды технологической модернизации и основные принципы формирования инновационной системы // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 27–60.
  21. В продолжение разработки альтернативной стратегии социально-экономического развития России учеными секции экономики Отделения общественных наук РАН (предложения В.В. Ивантера, А.Д. Некипелова, О.Т. Богомолова и С.Ю. Глазьева. Послесловие А.Ю. Мелентьева) // Российский экономический журнал. — 2014. — № 2. — С. 3–21.
  22. Глазьев С.Ю. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики // Российский экономический журнал. — 2001. — № 3. — С. 76–85 (начало), №4. — С. 84–106 (окончание).
  23. Глазьев С.Ю. «Стратегия 2020» — антимодернизационный документ // Российский экономический журнал. — 2012. — № 2. — С.3–9.
  24. Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013 — 2014 гг.) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3. — С. 3–37.
  25. Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 3–62.
  26. Глазьев С.Ю. О неприемлемости проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» Банка России (особое мнение члена Национального финансового совета) // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 3–26.
  27. Гуриев Т. Россия более коррумпирована, чем можно было ожидать // Ведомости. — 2019. — 9 января [№1 (4728)].
  28. Делягин М.Г. Деструктивный либералистский дискурс бюджетной трехлетки 2018–2020 (преамбула А.Ю. Мелентьева) // Российский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 3–15.
  29. Дементьев В.Е. О характере российской «догоняющей» модернизации и ее институциональном обеспечении // Российский экономический журнал. — 2005. — № 2. — С. 3–13.
  30. Дементьев В.Е. Госкорпорации в экономической стратегии России: к продолжению дискуссии в связи с «антигоскапиталистическими» установками федеральных властей // Российский экономический журнал. — 2011. — № 3. — С. 3–20.
  31. Дудкин В.Е., Петров Ю.А. Индикативное планирование — механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой // Российский экономический журнал. — 1998. — № 6. — С. 38–58 (начало), №7–8. — С. 43–71 (окончание).
  32. Евтухов В. Курс на экспорт // Ведомости. — 2018. — 3 декабря [№ 227 (4708)].
  33. Евтухов В. Химический комплекс развивается по инновационному сценарию // Ведомости. — 2018. — 5 декабря [№ 229 (4716)].
  34. Ершов М.В. О формировании приоритетов промышленной политики и денежно-кредитных механизмах их реализации // Российский экономический журнал. — 2006. — № 1. — С. 17–24.
  35. Ершов М.В., Поспелов В.К., Танасова А.С., Татузов В.Ю. К развертыванию промышленной политики в России: еще раз о роли целевой кредитной эмиссии // Российский экономический журнал. — 2017. — № 3. — С. 28–36.
  36. Кириченко В.Н. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики // Российский экономический журнал. — 1999. — № 8. — С. 3–17.
  37. Ломская Т. Экономика выдохлась // Ведомости. — 2018. — 12 ноября [№ 212 (4693)].
  38. Любинин А.Б. Пенсионная реформа: из «тени» в «тень» // Российский экономический журнал. — 2018. — № 5. — С. 26–42.
  39. Ляув Б. Монорельс станет трамваем // Ведомости. — 2018. — 6 ноября [№ 208 (4689)].
  40. Мухаметшина Е. Россияне против правительства / Ведомости. — 2018. — 14 января [№ 4 (4731)].
  41. Попов В.В. Анализ диверсификации отраслей сырьевого сектора с помощью метода «затраты — выпуск». В сб.: Минерально-сырьевые ресурсы и экономическое развитие / Отв. ред. Кондратьев В.Б., Адно Ю.Л. — М.: ИМЭМО РАН, 2010. — 211 с.
  42. Реформационный прагматизм как основа модернизации (резюме доклада «К концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 года» группы ученых РАН) // Российский экономический журнал. — 2007. — № 7. — С. 3–24.
  43. Социально-экономическое положение России. Январь-ноябрь 2017 года. — М.: Росстат, 2017. — 420 с.
  44. Социально-экономическое положение России. Январь-ноябрь 2018 года. — М.: Росстат, 2018. — 420 с.
  45. Сулакшин С.С. Как сформировать и реализовать государственную промышленную политику? (О новом реформационном проекте торгово-промышленной палаты РФ) // Российский экономический журнал. — 2003. — № 7. — С. 3–8.
  46. Что делать с экономикой России? // Финанс. — 2003. — №8. (URL: http://finside.ru/10342).
  47. Чуйков А., Говоров О. Неладно что-то в королевстве сельском // Аргументы недели. — 2019. — 10–11 января [№ 1 (645)].
  48. Якутин Ю.В., Винслав Ю.Б. Промышленная политика и крупный бизнес: задача госменеджмента в условиях дезиндустриализации // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2012. — № 1. — С. 4–7.
  49. Якутин Ю.В. Об опыте, проблемах и путях совершенствования государственного стратегического планирования // Менеджмент и бизнес-администрирование. — 2013. — № 2. — С. 4–27.
  50. Якутин Ю.В. Прогнозирование и стратегическое планирование в системе государственного и корпоративного управления // Российский экономический журнал. — 2014. — № 4. — С. 94–101.
  51. Высокинский А. Грамотная стратегия обеспечивает гармоничное развитие // Регионы России: национальные приоритеты. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gosrf.ru/news/38815/.