Китайские дороги: путь в будущее

Новоселова Л.В.

Новоселова Л.В., доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Аннотация. В статье подробно рассмотрены состояние и развитие автодорожного строительства в КНР. Охарактеризованы важнейшие государственные программы развития автодорожной сети, реализация которых позволила Китаю еще в 2013 г. обогнать США и выйти на первое место в мире по протяженности скоростных дорог. Показаны основные источники соответствующих инвестиций, значительную часть которых обеспечивают государственные структуры разных территориальных уровней управления. Дана обстоятельная характеристика многоярусной системы организации строительства и эксплуатации автодорог.

Выявлены, однако, и серьезные проблемы, накопившиеся в рассматриваемом стремительно развивающемся секторе китайской экономики; намечены также возможные подходы к их решению.

Ключевые слова: Китай (КНР), автомобильные дороги, программы развития автодорожной сети, источники финансирования автодорожного строительства, автодорожные корпорации, государственно-частное партнерство, коррупция.

Chinese roads: the way to the future

Novoselova L.V., Doctor of Economics, Chief Researcher of the Institute of the Far East of RAS

Abstract. The article considers in detail the state and development of highway sector in the PRC. The author analyzes major government programs for the development of the road network, the implementation of which allowed China to overtake the USA and reach the first place in the world in terms of the length of expressways. The main sources of highway investment are shown. It is observed that much of it is provided by state structures at the provincial and other local levels. The author also investigates in detail a multi-tiered institutional system of the organization of road construction and management in China. Alongside with the undoubted success, the accumulated serious problems in this rapidly developing sector of the Chinese economy are carefully studied, and possible ways of alleviating them are outlined.

Keywords: China (PRC), roads, road network development programs, sources of financing for road construction, road corporations, public-private partnership, corruption.

Библиографический список

  1. В Китае в 2017 году было построено 8130 км платных автострад. — URL: https://news.rambler.ru/disasters/40648146-v-kitae-v-2017-godu-bylo-postroeno-8130-km-platnyh-avtostrad/.
  2. В чем секрет «китайского дорожного чуда». — URL: http://www.dortec.ru/statji/sekret-kitayskogo- dorozhnogo-chuda.html.
  3. Новоселова Л.В. Реформа и экономический рост в КНР: чудес не бывает // Российский экономический журнал. — 1999. — № 1. — С. 76–80.
  4. Новоселова Л.В. О реализации инвестиционной составляющей стратегии экономического роста в КНР // Российский экономический журнал. — 2006. — № 4. — С. 63–73.
  5. Новоселова Л.В. Фондовый рынок КНР в эпицентре экономических преобразований // Российский экономический журнал. — 2007. — № 1–2. — С. 66–80.
  6. Новоселова Л.В. КНР: инвестиции в преодоление кризиса (о концепции и направлениях реализации китайской антикризисной политики) // Российский экономический журнал. –2009. — № 1–2. — С. 61–73.
  7. Новоселова Л.В. Сможет ли Китай стать локомотивом глобального экономического роста? (По поводу достижений и проблем реализации антикризисной политики в КНР) // Российский экономический журнал. — 2010. — № 1. — С. 66–78.
  8. Новоселова Л.В. Банковская система КНР в XXI веке: десятилетие преобразований // Российский экономический журнал. — 2012. — № 2. — С. 75–87.
  9. Новоселова Л.В. Новый этап экономической реформы в КНР: финансовые аспекты // Российский экономический журнал. — 2014. — № 2. — С. 58–69.
  10. Новоселова Л.В. Китай: есть ли жизнь после санкций? (Актуальный ретровзгляд) // Российский экономический журнал. — 2014. — № 5. — С. 59 — 71.
  11. Новоселова Л.В. Новый экономический курс КНР: игра на опережение // Российский экономический журнал. — 2018. — № 2. — С. 51–67.
  12. Платные дороги Китая тупик стоимостью $1 трлн. — URL: https://aftershock.news/?q=node/561968&full
  13. Сазонов С.Л. Транспорт КНР: место и роль в развитии национальной экономики. — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2018. — 344 с.
  14. BRIC Spotlight Report. June 2011. Toll Roads in China: Speeding Up Growth. — URL: https://www.thomaswhite.com/pdf/bric-spotlight-report-china-toll-roads-expressways-june-11.pdf.
  15. China chalks up $667-billion debt pile over toll roads. — URL: https://www.reuters.com/article/us-china-roads-debt/china-chalks-up-667-billion-debt-pile-over-toll-roads-idUSKCN11R0NX.
  16. China_National_Highways. — URL: http://en.wikipedia.ru/wiki/.
  17. China Study Tour by New Delhi Office Transport Team. World Bank October 2007. — URL: http://siteresources.worldbank.org/EXTSARREGTOPTRANSPORT/Resources/579597-1128434742437/1735263-1128434796061/China_Study_Tour_Report_Rev3.pdf.
  18. Chong-En Bai, Yingyi Qian. Infrastructure Development in China: The Cases of Electricity, Highways, and Railways. Journal of Comparative Economics, 38 (2010). — URL: http://www.paper.edu.cn/scholar/showpdf/MUz2YN1INTg0eQxeQh.
  19. Financing Road Construction and Maintenance after the Fuel Tax Reform. — Manila: Asian Development Bank, 2012.
  20. Harry J. Waters. China’s Economic Development Strategies for the 21st Century. –Westport, 1997.
  21. Makoto Ojiro. Private Sector Participation in the Road Sector in China. Transport and Communications Bulletin for Asia and the Pacific, 2003, No. 73. — URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/bulletin73_ch1.pdf.
  22. National Funding of Road Infrastructure: China. — URL: http://www.loc.gov/law/help/infrastructure-funding/china.php.
  23. National Trunk Highway System. — URL: http://en.wikibedia.ru/wiki/National_Trunk_Highway_System.
  24. National Trunk Highway System (NTHS). — URL: https://www.roadtraffic-technology.com/projects/national-trunk-highway-system/.
  25. People’s Republic of China: Changchun-Harbin Expressway Project. Performance Evaluation Report. — Manila: Asian Development Bank, 2006 (December).
  26. Rui M. Public-Private Partnership and the Management of Expressways in China: an Agency Theory Approach. Delft University of Technology. August 2008. — URL: https://ru.scribd.com/document/234457323/Mu-R.
  27. Xiaohong Yang, John Lee. People’s Republic of China. Toll Roads Corporatization Strategy. Toward Better Governance. — Manila: Asian Development Bank, 2008.
  28. Zhigang Li. Infrastructure and Urbanization in the People’s Republic of China. ADB Working Paper Series. No. 632, January 2017. — URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/221431/adbi-wp632.pdf.
  29. Чжунго тунцзи няньцзянь 2013. — Пекин, 2013.
  30. Чжунго тунцзи няньцзянь 2017. — Пекин, 2017.
  31. Чжунго тунцзи няньцзянь 2018. — Пекин, 2018.