Северный морской путь как инструмент освоения Арктики

Зворыкина Ю.В., Тетерятников К.С.

Зворыкина Ю.В.,

доктор экономических наук, профессор, генеральный директор АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка»,

Тетерятников К.С.,

доктор экономики и менеджмента, кандидат юридических наук, советник АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», член Правления Вольного экономического общества России, академик Международной академии менеджмента

Аннотация. Статья посвящена анализу роли Северного морского пути (СМП) в социально-экономическом развитии Арктической зоны России. Авторы полагают, что изменение климата, постепенно ведущее к таянию полярных льдов, открывает новые возможности для освоения арктических богатств и развития навигации в морях Северного Ледовитого океана. Особый интерес к СМП проявляют неарктические страны, критически зависимые от поставок зарубежных энергоресурсов, а также от экспорта своих товаров в Европу. Среди них выделяется Китай, рассматривающий СМП в качестве Арктического синего экономического как части глобальной системы «Шелковый путь». СМП призван стать важнейшим инструментом для дальнейшего освоения Арктической зоны России. Развитие портовой инфраструктуры и создание современного океанского и морского флота позволят ускорить темпы социально-экономического развития этого стратегически важного региона. Для этого необходимо принять федеральный закон об особой системе преференций для инвесторов, включая иностранных, реализующих свои проекты в Арктике, — льготные ставки на прибыль, понижающие коэффициенты по НДПИ, заявительный порядок возмещения НДС, упрощенный порядок предоставления земельных участков и неизменность условий реализации инвестиционных проектов. Кроме того, важно сделать СМП безопасным и выгодным как по качеству услуг, так и по цене для грузоотправителей. В частности, конкурентной и обоснованной должна быть плата за ледокольное сопровождение судов. Желательно обеспечить участие крупнейших российских частных и государственных компаний в реализации арктических проектов. Важно синхронизировать арктические нефтегазовые проекты, строительство атомных и СПГ ледоколов, а также запуск двух логистических хабов в Мурманске и на Камчатке. В таком случае будет организована круглогодичная навигация по СМП, которая обеспечит высокую конкурентоспособность российской продукции, поставляемой на рынок стран АТР.

Ключевые слова: изменение климата, Северный морской путь, Арктическая зона России, новая Арктическая стратегия России, «синяя экономика».

The Northern Sea Route as a Tool of Arctic Development

Zvorykina Ju.V.,

Doctor of Economics, Full Professor, Director General, ANO Research and Expert Analysis Institute of Vnesheconombank (Bank for Development and Foreign Economic Affairs)

Teteryatnikov K.S.,

Doctor of Economics and Management, LL.D, Counsel, ANO Research and Expert Analysis Institute of Vnesheconombank (Bank for Development and Foreign Economic Affairs), Member of the Free Economic Society of Russia Management Board, Full Member of the International Academy of Management

Abstract. The article is devoted to the analysis of the role of the Northern Sea Route (NSR) in the socio-economic development of the Arctic zone of Russia. The authors believe that climate change, gradually leading to the melting of polar ice, opens up new opportunities for the development of Arctic resources and navigation in the seas of the Arctic Ocean. Of particular interest to the NSR are non-Arctic countries, critically dependent on the supply of foreign mineral and carbon resources, as well as on the export of their goods to Europe. Among them, China stands out, considering the NSR as the Arctic Blue Economic Corridor as part of the global Silk Road system. The NSR is intended to become an essential tool for further development of the Arctic zone of Russia. Development of port infrastructure and creation of a modern ocean and maritime fleet will accelerate the pace of socio-economic development of this strategically important region. To do this, it is necessary to adopt a federal law on special system of preferences for investors, including foreign ones, implementing their projects in the Arctic. Among such preferences there are preferential profit tax rates, reduction in Mineral Extraction Tax (MET) rates, a declarative procedure for VAT refunds, a simplified procedure for granting land plots and unchanged conditions for the implementation of investment projects. In addition, it is important to make the NSR safe and profitable both in terms of quality of service and of price for the shippers. In particular, the payment for icebreakers’ escort of vessels should be competitive and reasonable. The largest Russian private and state-owned companies should be involved into Arctic projects. It is important to synchronize the Arctic oil and gas projects with nuclear and LNG icebreakers’ construction, as well as with the launch of two logistics hubs in Murmansk and Kamchatka. In this case, year-round NSR navigation will be organized, which will ensure the high competitiveness of Russian products supplied to the Asian Pacific markets.

Keywords: climate change, the Northern Sea Route, the Arctic zone of Russia, new Arctic Strategy of Russia, «blue economy».

DOI: 10.33983/0130-9757-2019-4-21-44

Библиографический список

  1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
  2. Постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 года «Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане».
  3. Постановление Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 года «О составе Арктической зоны».
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» от 28.07.2012 № 132-ФЗ.
  5. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. (Пр-1969).
  6. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 20.02.2013).
  7. Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».
  8. Программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366).
  9. Новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 31 августа 2017 года №1064).
  10. Распоряжение Правительства РФ от 15 марта 2013 г. № 358-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».
  11. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р).
  12. Арктическое право: концепция развития / А.И. Абрамова, В.Р. Авхадеев, Л.В. Андриченко и др.; отв. ред. Т.Я. Хабриева; Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве российской Федерации. — М.: Ид «Юриспруденция», 2014. — С. 6.
  13. Бордученко Ю.Л. Ледокольный флот России: монография. — СПб: ИПТ РАН, 2018. — 274 с.
  14. Елисеев Д.О. Перспективы и риски Северного морского пути как российской транспортной артерии, составляющей предмет глобальных интересов // Российский экономический журнал. —2015. — № 6. — С. 45–53.
  15. Комплексное освоение территории Российской Федерации на основе транспортных пространственно-логистических коридоров. Актуальные проблемы реализации мегапроекта «Единая Евразия: ТЕПР — ИЕТС» / Отв. ред. академик РАН В.В. Козлов, член-корреспондент РАН А.А. Макоско; Российская академия наук. — М.: Наука, 2019. — 463 с.
  16. Лагутина М. Арктическая политика России в XXI веке: национальное и международное измерение (Российская, Евразийская и восточноевропейская политика). Книги Лексингтона, 2019. — 201 с.
  17. Лукин Ю.Ф. Многомерность пространства Арктики — Архангельск: САФУ им. М.В. Ломоносова, 2017. — 250 с.
  18. Определение состава Арктической зоны Российской Федерации: монография / М.А. Жуков, В.Н. Крайнов, Д.А. Попов. — Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2018. — 251 с. — (Серия «Арктическая зона Российской Федерации как объект государственного управления»).
  19. Рабочие тетради. Выпуск 1. Арктическое право России: Каким ему быть? / А.Н. Пилясов, Н.Ю. Замятина, О.Д. Ивлиева и др. — Издательские решения [Б. м.], 2018 — 282 с.
  20. Рабочие тетради. Выпуск 2. Локальные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока / А.Н. Пилясов, Н.Ю. Замятина, К.Д. Ловягин и др. — Издательские решения [Б. м.], 2018. — 322 с.
  21. Сборник лучших практик развития регионов российской и зарубежной Арктики: Часть I / Институт регионального консалтинга.— Издательские решения, 2018. — 54 с.
  22. Сборник проблемных законодательных практик, затрудняющих развитие Севера и Арктики / Институт регионального консалтинга. — Издательские решения [Б. м.], 2018. — 36 с.
  23. Artic Arteries. Regional Transport: Past, Present, Future. — Moscow, Dorogi Publishers, 2018. — 304 pp.
  24. Marcus Matthias Keupp (Ed.). The Northern Sea Route. A Comprehensive Analysis. Springer Fachmedien Wiesbaden, 2015. — 140 pp.
  25. Tadeusz Pastusiak. The Northern Sea Route as a Shipping Lane Expectations and Reality. Springer International Publishing Switzerland, 2016. — 219 pp.
  26. Вяхирева (Евтихевич) Н. Российский и канадский подход к внерегиональным акторам в Арктике. Июль 11, 2019 [Электронный ресурс]. — https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/the-russian-and-canadian-approach-to-extra-regional-actors-in-the-arctic/(дата обращения: 17.07.2019).
  27. Гудев П.А. Арктические недоразумения. 17 мая 2019 года // Россия в глобальной политике. 2019 — № 2б, [Электронный ресурс], https://globalaffairs.ru/number/Arkticheskie-nedorazumeniya-20044 (дата обращения: 14.07.2019).
  28. Гудев П.А. Арктика как «global commons»? // Пути к миру и безопасности. 2016. — № 1 (50). — С. 53–69. [Электронный ресурс], — https://www.imemo.ru/jour/PMB/index.php?page_id=697&id=7481 (дата обращения: 14.07.2019).
  29. Загорский А. Глобальный прогноз РСМД 2019–2024. Арктика-2024 [Электронный ресурс], — https://russiancouncil.ru/2019-arctic (дата обращения: 14.07.2019).
  30. Лабуть Д.А. Правовой статус комиссии по границам континентального шельфа. Дисс. на соискание уч. ст. к.юр.н., МГИМО, дата защиты: 14.06.2019 [Электронный ресурс], — https://mgimo.ru/science/diss/Labut_diss.pdf (дата обращения: 14.07.2019).
  31. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) [Электронный ресурс], — http://docs.cntd.ru/document/420376046 (дата обращения: 28.05.2019).
  32. Стенограмма пленарного заседания Федерального арктического форума «Дни Арктики в Москве — 2018» 21 ноября 2018 года [Электронный ресурс], — https://ru.arctic.ru/multimedia/20181121/806998.html (дата обращения: 14.07.2019).
  33. Тодоров А. Куда ведет Северный морской путь? 18 марта 2019 года [Электронный ресурс], — https://russiancouncil.ru/en/analytics-and-comments/analytics/where-does-the-northern-sea-route-lead-to/ (дата обращения: 17.07.2019).
  34. Berkman Paul Arthur, Vylegzhanin Alexander N., Young Oran R. Baseline of Russian Arctic Laws. Springer International Publishing, 2019 [Электронный ресурс], — https://russiancouncil.ru/upload/iblock/e91/baseline-of-russian-arctic-laws-preface.pdf (дата обращения: 17.07.2019).
  35. China’s Arctic Policy White Paper. Availableat: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm (дата обращения: 14.07.2009).
  36. International code for ships operating in polar waters (polar code). Available at: http://www.imo.org/en/MediaCentre/HotTopics/polar/Documents/POLAR%20CODE%20TEXT%20AS%20ADOPTED.pdf.
  37. The Blue Economy White Paper Report by The Economist Intelligence Unit. Available at: https://perspectives.eiu.com/sustainability/blue-economy/white-paper/blue-economy?redirect=TRUE (дата обращения: 14.07.2019).
  38. What is the Malacca Dilemma? Availableat: https://www.quora.com/What-is-the-Malacca-Dilemma (дата обращения: 14.07.2019).
  39. What is the Northern Sea Route? The Economist, 24 September, 2018. Available at: https://www.economist.com/the-economist-explains/2018/09/24/what-is-the-northern-sea-route (дата обращения: 14.07.2019).