В очередной раз – на те же грабли? (Особое мнение члена Национального финансового совета о проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021—2022 годов» Банка России)

Глазьев С.Ю.

Глазьев С.Ю.,
академик РАН, председатель Совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивого развития, член Национального финансового совета

Аннотация. Внесенный на рассмотрение Национального финансового совета (НФС) и уже одобренный им проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов», характеризуется, прежде всего, предельно узкой трактовкой Банком России своих конституционных обязанностей и сфер приложения регулирующего инструментария. Автор статьи — член НФС и представитель в нем Президента РФ — выступил с особым мнением по проекту, предложив отклонить его как противоречащий сформулированным главой государства целям и задачам экономической политики до 2024 г. От аналогичных документов предыдущих лет, начиная с 2012 г., новое трехлетнее «домашнее задание ЦБР самому себе» наследует псевдонаучные доводы и искусственные самоограничения, которые не соответствуют ни доминирующим в мире теоретическим представлениям о механизмах обеспечения экономического роста, ни практике управления деньгами и кредитом в суверенных и быстро развивающихся экономиках. Сведение авторами концептуально-программного и целеустановочного документа предмета своего анализа и сферы центробанковского регулирования исключительно к процессам, связанным с инфляцией (в том числе к динамике инфляционных ожиданий хозяйствующих субъектов и населения), обрекает российскую экономику на перманентную депрессию, блокирует возможность осуществления даже простого воспроизводства. Помимо игнорирования реальных корреляционных связей между мерой монетизации экономики, экономическим ростом и уровнем инфляции разработчики проекта изначально руководствуются ошибочными представлениями о равновесном состоянии российской экономики и почти полном задействовании имеющихся ресурсов.

В статье исчерпывающе характеризуется проводимая и планируемая нынешним руководством Банка России политика фактического подавления экономического роста, выявляется скрытая логика «мегарегулятора», а также обосновываются рекомендации по переоценке роли и места ЦБР в системе управления экономическим ростом исходя из национальных целей и стратегических задач развития страны.

Ключевые слова: Банк России (БР, ЦБР, ЦБ РФ), мегарегулятор, денежно-кредитная политика, единая государственная денежно-кредитная политика, жесткая (рестрикционная) денежно-кредитная политика, ключевая ставка ЦБ РФ, инфляция, инфляционные ожидания, таргетирование инфляции, монетизация (демонетизация, ремонетизация) экономики, экономический рост, равновесное (неравновесное) состояние экономики, инвестиционный импульс, загрузка производственных мощностей, целевая кредитная эмиссия, денежно-промышленная политика.



Once Again — on the Same Rake?


(Special Opinion of the NSF Member on the Draft «Main Directions of the Unified State Monetary Policy for 2020 and the Period 2021–2022» of the Bank of Russia)

Glaziev S.Yu.,
Academician of the Russian Academy of Sciences, Chairman of the RAS Council on complex problems of Eurasian economic integration, modernization, competitiveness and sustainable development, member of the National financial Council

Abstract. The draft «Main directions of the unified state monetary policy for 2020 and the period 2021–2022» submitted for consideration by the National financial Council (NSF) and already approved by it is characterized primarily by an extremely narrow interpretation by the Bank of Russia of its constitutional duties and areas of application of regulatory instruments. The author as a member of the NSF representative at the President of Russia has acted with special opinion on the draft, proposing to reject it as contrary formulated by the head of state goals and policy objectives until 2024 From similar documents of previous years, since 2012, the three-year «homework of the Central Bank to itself» inherits pseudoscientific arguments and artificial self-restrictions, which do not correspond neither to the world’s dominant theoretical ideas about the mechanisms of economic growth, nor to the practice of money and credit management in sovereign and rapidly developing economies. The authors’ reduction of the subject of analysis and regulation exclusively to the processes related to inflation (including the dynamics of inflation expectations of economic entities) condemns the Russian economy to permanent depression, blocks the possibility of even simple reproduction. In addition to ignoring the real correlation between the measure of monetization of the economy, economic growth and inflation, the project developers are initially guided by erroneous ideas about the equilibrium state of the Russian economy and the almost full use of available resources.
The article exhaustively characterizes the ongoing and planned policy of the actual suppression of economic growth, reveals the deciphering of the hidden logic of the «mega-regulator», and justifies the recommendations on the reassessment of the role and place of the Bank of Russia in the system of economic growth management based on the national goals and strategic objectives of the country’s development.
Keywords: Bank of Russia (BR, CBR), mega-regulator, monetary policy, unified state monetary policy, tight (restrictive) monetary policy, key rate of the CBR, inflation, inflation expectations, inflation targeting, monetization (demonetization, remonetization) of the economy, economic growth, equilibrium (non-equilibrium) state of the economy, investment momentum, capacity utilization, target credit issue, monetary-industrial policy.



DOI: 10.33983/0130-9757-2019-6-3-25

Библиографический список
1.    Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841.
2.    Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
3.    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/publ/ondkp/on_2020_2022/.
4.    В продолжение разработки альтернативной стратегии социально-экономического развития России учеными секции экономики Отделения общественных наук РАН (предложения В.В. Ивантера, А.Д. Некипелова, О.Т. Богомолова и С.Ю. Глазьева). Послесловие А.Ю. Мелентьева // Российский экономический журнал. — 2014. — № 2. — С. 3–21.
5.    Глазьев С.Ю., Ивантер В.В., Макаров В.Л., Некипелов А.Д., Татаркин А.И., Гринберг Р.С., Фетисов Г.Г., Цветков В.А., Батчиков С.А., Ершов М.В., Митяев Д.А., Петров Ю.А. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. — 2011. — № 1. — С. 3–22.
6.    Глазьев С.Ю. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения ученых секции экономики Отделения общественных наук Российской академии наук) // Российский экономический журнал. — 2011. — № 4. — С. 68–85.
7.    Глазьев С.Ю. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013–2014 гг.) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3. — С. 3–37.
8.    Глазьев С.Ю. Экономическая стратегия России в контексте украинских событий: еще раз к предложенной альтернативе // Российский экономический журнал. — 2014. — № 4. — С. 3–18.
9.    Глазьев С.Ю. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. — 2014. — № 9. — С. 13–25.
10.    Глазьев С.Ю., Жуковский В.С. Прокризисный характер концептуально-программных основ деятельности «мегарегулятора» (о центробанковских «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политике на 2015 год и период 2016 и 2017 годов») // Российский экономический журнал. — 2014. — № 6. — С. 46–61.
11.    Глазьев С.Ю. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития (академическая версия доклада) // Российский экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 3–62.
12.    Глазьев С.Ю. О таргетировании инфляции // Вопросы экономики. — 2015. — № 9. — С. 88–102.
13.    Глазьев С.Ю. В «тысячу первый» раз о выборе между стратегиями социально-экономической деградации страны и современного народнохозяйственного развития (заметки участника заседания Экономического совета при Президенте РФ) // Российский экономический журнал. — 2016. — № 3. — С. 3–17.
14.    Глазьев С.Ю. Очередной документ прокризисной стратегии «мегарегулятора» (о неприемлемости центробанковского проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов») // Российский экономический журнал. — 2016. — № 5. — С. 3–27.
15.    Глазьев С.Ю., Горидько Н.П., Нижегородцев Р.М. Критика формулы Ирвинга Фишера и иллюзии современной монетарной политики // Экономика и математические методы. — 2016. — Т. 52. — № 4. — С. 3–23.
16.    Глазьев С.Ю., Чистилин Д.К. Куда пойдет Россия? (Анализ предложенных программ социально-экономического развития страны) // Российский экономический журнал. — 2017. — № 6. — С. 3–20.
17.    Глазьев С.Ю., Архипова В.В. Оценка влияния санкций и других кризисных факторов на состояние российской экономики // Российский экономический журнал. — 2018. — № 1. — С. 3–29.
18.    Глазьев С.Ю. О неприемлемости проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» Банка России (особое мнение члена Национального финансового совета) // Российский экономический журнал. — 2018. — № 6. — С. 3–26.
19.    Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2019 года в соответствии со статьей IV, 23 мая 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2019/05/23/mcs052419-russia-staff-concluding-statement-of-the-2019-article-iv-mission).
20.    Нейман А.М. К. Викселль и его вклад в развитие экономической теории и экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. — 2003. — № 1. — С. 5–11.
21.    Политическое измерение мировых финансовых кризисов / Под ред. В.И. Якунина, С.С. Сулакшина, И.Б. Орлова. Выпуск № 2 — М.: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. 2012.
22.    Проект основных направлений денежно-кредитной политики. — URL: https://glazev.ru/articles/6-jekonomika/54350-proekt-osnovnykh-napravleniy-denezhno-kreditnoy-politiki.
23.    Финансовые стратегии модернизации экономики. Мировая практика / Под. ред. Я.М. Миркина. — М.: Магистр, 2014. — 496 с.
24.    Яковлев А.А., Глисин Ф.Ф. Альтернативные формы расчетов в народном хозяйстве и возможности их анализа методами субъективной статистики // Вопросы статистики. — 1996. — № 9. — С. 21–31.