Оппортунистическое поведение исполнителей ГЧП-проектов как фактор, тормозящий развитие автодорожной инфраструктуры России

Куклинов М.Л., Югов В.В.

 

Куклинов М.Л.,
аспирант Института экономики и управления, Уральский федеральный университет, Екатеринбург,
Югов В.В.,
студент бакалавриата Социально-экономического факультета, Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург
Аннотация. В ряду устойчивых трендов постсоветского экономического развития России — возрастающее участие частного капитала в различных государственных инновационных проектах. Это проявляется в установлении государственно-частного партнерства (ГЧП), т.е. партнерства между государственными и частными структурами, при выполнении и финансировании проектов народнохозяйственной значимости. Исходя из этого авторы статьи на примере проектов, осуществляемых в автодорожном строительстве, рассматривают механизм взаимодействия исполнителей ГЧП-проектов, а главное, аргументируют необходимость разработки: а) новых подходов к прогнозированию проявлений оппортунистического поведения указанных исполнителей и преодолению его последствий; б) алгоритмов минимизации трансакционных издержек оппортунизма (достигающих в отрасли 15% издержек по ГЧП-проектам). Лишь на этой основе, требующей правообеспечения посредством корректировки ряда норм отдельных федеральных законов, авторам видятся утверждение доверительных государственно-частных отношений и обеспечение успешного выполнения проектов строительства объектов автодорожной инфраструктуры.
Ключевые слова: строительство автомобильных дорог, автодорожная инфраструктура, государственно-частное партнерство (ГЧП), частный партнер, государственный партнер, ГЧП-проекты, оппортунизм, оппортунистическое поведение, трансакционные издержки.
Opportunistic behavior of PPP project executors as a factor hindering the development of Russian road infrastructure
Kuklinov M.L.,
Postgraduate student of the Institute of Economics and Management, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia,
Yugov V.V.,
Bachelor student of the Socio-Economic Department, Ural State Forestry Engineering University, Yekaterinburg, Russia
Abstract. Among the stable trends in the post-Soviet economic development of Russia is the increasing participation of private capital in various state innovation projects. This is manifested in the establishment of public-private partnerships (PPPs), i.e. partnerships between public and private entities, in the implementation and financing of projects of national economic significance. Based on this, the authors of the article, using the example of projects implemented in road construction, consider the mechanism of interaction between PPP project performers, and most importantly, argue the need to develop: a) new approaches to predicting the manifestations of opportunistic behavior and overcoming its consequences; b) algorithms for minimizing the transaction costs of opportunism (reaching 15% of the costs of PPP projects in the industry). It is only on this basis that the authors see the establishment of trusting public-private relations and ensuring the successful implementation of projects for the construction of road infrastructure.
Keywords: road construction, road infrastructure, public-private partnership (PPP), private partner, public partner, PPP projects, opportunism, opportunistic behavior, transaction costs.
DOI: 10.33983/0130-9757-2020-3-114-128
Библиографический список 
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7279.
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/22649.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24149.
4. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26452.
5. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39948.
6. Бас А.В. Экономические и институциональные ограничения оппортунистического поведения субъектов рыночной экономики. — Саратов, 2009. — 173 с.
7. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов / С.Э. Жилинский. — 8-е изд. — М.: Норма, 2007. — 944 с.
8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. — М., 1990. — 90 с.
9. Колесников В.В., Корякина Т.В., Макаров И.Н. Проектное финансирование и государственно-частное партнерство в регионах России: институциональные и управленческие проблемы // Российское предпринимательство. — 2017. — № 18. — С. 2130–2141.
10. Курбатова, М.В., Каган, Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). — 2016. — №. 3. — С. 116–136.
11. Литвяков С.С. Развитие инструментов финансирования проектов ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры в России // Финансовый журнал. — 2013. — № 4. — С. 101–108.
12. Максимов, В.В. Государственно-частное партнерство в транспортном секторе: зарубежный опыт // Международная экономика. — 2008. — №. 1. — С. 16–26.
13. Панибратов Ю.П. Повышение эффективности управления рисками на различных стадиях реализации проектов государственно-частного партнерства // Экономика и управление народным хозяйством. — 2016. — № 8 (141). — С. 34–37.
14. Паникарова, С.В., Куклинов, М.Л. Оппортунизм экономических агентов и трансакционные издержки на рынке государственно-частного партнерства // Международный научный журнал. — 2019. — № 3. — С. 7–16. 
15. Петров Д. И. Распределение рисков между партнерами при реализации проектов ГЧП // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 759–761 [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18949/.
16. Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. — 1999. — № 6. — С. 5–19.
17. Татаркин А.И., Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н. Партнерство власти и бизнеса в реализации стратегий развития территорий. // Экономика региона. — 2008. — № 4. — С. 18–30.
18. Шаститко А.Е. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики. — 2003. — № 1. — С. 24–41.
19. Шубина В.И, Исламутдинов В.Ф. Методика преодоления рисков оппортунистического поведения сторон при реализации проектов государственно-частного партнерства // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. — 2019. — № 3 [Электронный ресурс]. — URL http://uecs.ru/teoriya-upravleniya/item/5447-2019-03-26-10-31-29.
20. Barzel Y. Transaction Costs: Are They Just Costs? // Journal of Institutional and Theoretical Economics. — 1985. — Vol. 141. — № 1. — Pp. 4–16.
21. Demsetz H. The Cost of Transacting // The Quarterly Journal of Economics. — 1968. — Vol. 82 — № 1. — Pp. 33–53.
22. Eggertsson T. Economic Behavior and Institutions. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — 404 р.
23. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets and Relational Contracting. — New York: Free Press, 1985. — 450 p.
24. Xu Xiaohang, Sankaran Shankar, Ke Yongjian, Liu Juanwen. Opportunism Forms of Public-Private Partnership Projects in China: Principal-agent Relationship Perspective. — December 2018. — URL: https://www.researchgate.net/publication/329706095_Opportunism_Forms_of_Public-Private_Partnership_Projects_in_China_Principal-agent_Relationship_Perspective.

Куклинов М.Л.,

аспирант Института экономики и управления, Уральский федеральный университет, Екатеринбург,

Югов В.В.,

студент бакалавриата Социально-экономического факультета, Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург

Аннотация. В ряду устойчивых трендов постсоветского экономического развития России — возрастающее участие частного капитала в различных государственных инновационных проектах. Это проявляется в установлении государственно-частного партнерства (ГЧП), т.е. партнерства между государственными и частными структурами, при выполнении и финансировании проектов народнохозяйственной значимости. Исходя из этого авторы статьи на примере проектов, осуществляемых в автодорожном строительстве, рассматривают механизм взаимодействия исполнителей ГЧП-проектов, а главное, аргументируют необходимость разработки: а) новых подходов к прогнозированию проявлений оппортунистического поведения указанных исполнителей и преодолению его последствий; б) алгоритмов минимизации трансакционных издержек оппортунизма (достигающих в отрасли 15% издержек по ГЧП-проектам). Лишь на этой основе, требующей правообеспечения посредством корректировки ряда норм отдельных федеральных законов, авторам видятся утверждение доверительных государственно-частных отношений и обеспечение успешного выполнения проектов строительства объектов автодорожной инфраструктуры.

Ключевые слова: строительство автомобильных дорог, автодорожная инфраструктура, государственно-частное партнерство (ГЧП), частный партнер, государственный партнер, ГЧП-проекты, оппортунизм, оппортунистическое поведение, трансакционные издержки.

Opportunistic behavior of PPP project executors as a factor hindering the development of Russian road infrastructure

Kuklinov M.L.,

Postgraduate student of the Institute of Economics and Management, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia,

Yugov V.V.,

Bachelor student of the Socio-Economic Department, Ural State Forestry Engineering University, Yekaterinburg, Russia

Abstract. Among the stable trends in the post-Soviet economic development of Russia is the increasing participation of private capital in various state innovation projects. This is manifested in the establishment of public-private partnerships (PPPs), i.e. partnerships between public and private entities, in the implementation and financing of projects of national economic significance. Based on this, the authors of the article, using the example of projects implemented in road construction, consider the mechanism of interaction between PPP project performers, and most importantly, argue the need to develop: a) new approaches to predicting the manifestations of opportunistic behavior and overcoming its consequences; b) algorithms for minimizing the transaction costs of opportunism (reaching 15% of the costs of PPP projects in the industry). It is only on this basis that the authors see the establishment of trusting public-private relations and ensuring the successful implementation of projects for the construction of road infrastructure.

Keywords: road construction, road infrastructure, public-private partnership (PPP), private partner, public partner, PPP projects, opportunism, opportunistic behavior, transaction costs.

DOI: 10.33983/0130-9757-2020-3-114-128

Библиографический список 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/7279.

2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/22649.

3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/24149.

4. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26452.

5. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39948.

6. Бас А.В. Экономические и институциональные ограничения оппортунистического поведения субъектов рыночной экономики. — Саратов, 2009. — 173 с.

7. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов / С.Э. Жилинский. — 8-е изд. — М.: Норма, 2007. — 944 с.

8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. — М., 1990. — 90 с.

9. Колесников В.В., Корякина Т.В., Макаров И.Н. Проектное финансирование и государственно-частное партнерство в регионах России: институциональные и управленческие проблемы // Российское предпринимательство. — 2017. — № 18. — С. 2130–2141.

10. Курбатова, М.В., Каган, Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). — 2016. — №. 3. — С. 116–136.

11. Литвяков С.С. Развитие инструментов финансирования проектов ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры в России // Финансовый журнал. — 2013. — № 4. — С. 101–108.

12. Максимов, В.В. Государственно-частное партнерство в транспортном секторе: зарубежный опыт // Международная экономика. — 2008. — №. 1. — С. 16–26.

13. Панибратов Ю.П. Повышение эффективности управления рисками на различных стадиях реализации проектов государственно-частного партнерства // Экономика и управление народным хозяйством. — 2016. — № 8 (141). — С. 34–37.

14. Паникарова, С.В., Куклинов, М.Л. Оппортунизм экономических агентов и трансакционные издержки на рынке государственно-частного партнерства // Международный научный журнал. — 2019. — № 3. — С. 7–16. 

15. Петров Д. И. Распределение рисков между партнерами при реализации проектов ГЧП // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 759–761 [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18949/.

16. Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. — 1999. — № 6. — С. 5–19.

17. Татаркин А.И., Татаркин Д.А., Сидорова Е.Н. Партнерство власти и бизнеса в реализации стратегий развития территорий. // Экономика региона. — 2008. — № 4. — С. 18–30.

18. Шаститко А.Е. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики. — 2003. — № 1. — С. 24–41.

19. Шубина В.И, Исламутдинов В.Ф. Методика преодоления рисков оппортунистического поведения сторон при реализации проектов государственно-частного партнерства // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. — 2019. — № 3 [Электронный ресурс]. — URL http://uecs.ru/teoriya-upravleniya/item/5447-2019-03-26-10-31-29.

20. Barzel Y. Transaction Costs: Are They Just Costs? // Journal of Institutional and Theoretical Economics. — 1985. — Vol. 141. — № 1. — Pp. 4–16.

21. Demsetz H. The Cost of Transacting // The Quarterly Journal of Economics. — 1968. — Vol. 82 — № 1. — Pp. 33–53.

22. Eggertsson T. Economic Behavior and Institutions. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — 404 р.

23. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets and Relational Contracting. — New York: Free Press, 1985. — 450 p.

24. Xu Xiaohang, Sankaran Shankar, Ke Yongjian, Liu Juanwen. Opportunism Forms of Public-Private Partnership Projects in China: Principal-agent Relationship Perspective. — December 2018. — URL: https://www.researchgate.net/publication/329706095_Opportunism_Forms_of_Public-Private_Partnership_Projects_in_China_Principal-agent_Relationship_Perspective.