Проблемы развития и модернизации системы образования в регионах Крайнего Севера

Синица А.Л.

ЭКОНОМИКА, НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Перестройка образовательной сферы

Научная статья

УДК 338.46+332.145

https://doi.org/10.33983/0130-9757-2021-5-76-92

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Арсений Леонидович Синица — кандидат экономических наук, научный сотрудник Лаборатории экономического образования, экономический факультет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, sinitsa@econ.msu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8026-0619

Аннотация. Крайний Север имеет огромную важность для экономики страны в целом, но социальные проблемы появляются быстрее, чем органы власти успевают их решать. В результате макрорегион сталкивается с сильным постоянным миграционным оттоком, который препятствует его успешному социально-экономическому развитию. Одной из таких проблем является низкое качество образования. Показатели, характеризующие развитие системы образования, в регионах Крайнего Севера хуже и зачастую разрыв с остальной страной увеличивается. В статье рассматриваются некоторые проблемы развития системы образования в них и предлагаются меры, направленные на их решение. Можно выделить три направления модернизации системы образования. К первому относится необходимость большего внимания к демографическим тенденциям. Несмотря на снижение численности молодежи, оно происходит волнообразно и требуется учитывать такую динамику. Для снижения миграционного оттока следует развивать систему образования в целом, а не только отдельные уровни. Второе направление подразумевает улучшение информационного обеспечения проводимой политики (включая сбор и публикацию дополнительных статистических данных), улучшение финансирования системы образования и библиотек, а также ремонт зданий и предоставление доступа к высокоскоростному Интернету. Особое внимание в рамках данного направления должно быть уделено повышению качества планирования развития системы образования. Третье направление касается балансировки выпуска из образовательных организаций и спроса на рабочую силу на рынке труда, снижения числа выпускников, которые работают не по специальности, и повышения социального статуса и престижа профессии педагогического работника.

Ключевые слова: проблемы развития системы образования, модернизация системы образования, Крайний Север, уровень и качество жизни, человеческий капитал, социально-экономическое развитие.

Для цитирования: Синица А.Л. Проблемы развития и модернизации системы образования в регионах Крайнего Севера // Российский экономический журнал. 2021. № 5. С. 76–92. https://doi.org/10.33983/0130-9757-2021-5-76-92.

Благодарности

Публикация подготовлена по результатам исследований, выполненных в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 19-010-00867 А.

 

ECONOMICS, SCIENCE AND EDUCATION

Restructuring the education

Original article

PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE FAR NORTH REGIONS

Arseniy L. Sinitsa — Ph.D. (Economics), Research Associate of the Laboratory of Economic Education, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, sinitsa@econ.msu.ru, https://orcid.org/0000-0001-8026-0619

Abstract. The Far North is of great importance to the country’s economy but social problems appear faster than the authorities have time to solve them. As a result, the macro-region faces a strong permanent migration outflow, which impedes its socio-economic development. One of such problems is the low quality of education. The indicators characterizing the development of the education system in the Far North regions are worse and often the gap with the rest of the country increases. The article considers some problems of education system development in these regions and proposes measures to solve them. Three areas of modernization of the education system can be distinguished. The first is the need for greater attention to demographic trends. Despite the decline in the number of young people it occurs in a wave-like manner and it is necessary to take into account such dynamics. The educational system as a whole, and not just particular levels, should be developed in order to reduce migration outflows. The second direction implies improving the information support of the policy (including the gathering and publication of more statistical data), improving the financing of the education system and libraries, as well as repairing buildings and providing access to high-speed Internet. In this context, special attention should be paid to improving the quality of planning for the development of the education system. The third direction concerns balancing the graduation from educational institutions and the demand for labor in the labor market, reducing the number of graduates who work outside their specialty, as well as increasing the social status and prestige of pedagogical employees.

Keywords: problems of education system development, modernization of the education system, Far North, standard of living and quality of life, human capital, socio-economic development.

For citation: Sinitsa A.L. Problems of development and modernization of the education system in the Far North regions. Russian Economic Journal. 2021;(5):76–92. (In Russ.). https://doi.org/10.33983/0130-9757-2021-5-76-92.

Acknowledgements

The publication is based on the results of research conducted as part of the grant from the Russian Foundation for Basic Research № 19-010-00867 А.

Список источников

  1. Пьянкова А.И., Фаттахов Т.А. Смертность по уровню образования в России // Экономиче­ский журнал ВШЭ. 2017. Т. 21, № 4. С. 623–467.
  2. Харькова Т.Л., Никитина С.Ю., Андреев Е.М. Зависимость продолжительности жизни от уровня образования в России // Вопросы статистики. 2017. № 8. С. 61–69.
  3. Luy M., Zannella M., Wegner-Siegmundt C., MinagawaY., Lutz W., Caselli G. The impact of increasing education levels on rising life expectancy: a decomposition analysis for Italy, Denmark, and the USA. Genus. 2019;75:11. URL: https://link.springer.com/journal/41118/75/1 (дата обращения: 05.07.2021). https://doi.org/10.1186/s41118-019-0055-0.
  4. Shkolnikov V.M., Andreev E.M., Jasilionis D., Leinsalu M., Antonova O.I., McKee M. The changing relation between education and life expectancy in central and eastern Europe in the 1990s. Journal of Epidemiology and Community Health. 2006;60(10):875–881. https://doi.org/10.1136/ jech.2005.044719.
  5. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2014. № 3. С. 36–58.
  6. Денисов А.Ю., Белов А.А., Котленок Н.Ф. Миграционные установки студентов-выпускников очной формы обучения на примере БГУ // Социологический альманах. 2013. № 4. С. 317– 325.
  7. Максимов А.М., Зайков К.С., Тамицкий А.М. Миграционные настроения студенческой молоде­жи в контексте социально-экономического развития Российской Арктики // Исследования молодых ученых: экономическая теория, социология, отраслевая и региональная экономи­ка. Сб. статей под ред. О.В. Тарасовой, А.А. Горюшкина. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2017. С. 69–78.
  8. Синица А.Л. К проблеме оценки и повышения эффекта обучения иностранных граждан в российских вузах для экономического развития России и ее арктических регионов // Российский экономический журнал. 2020. № 3. С. 101–113. https://doi.org/10.33983/0130- 9757-2020-3-101-113.
  9. Архангельский В.Н., Зинькина Ю.В., Шульгин С.Г. Рождаемость у женщин с разным уровнем образования: текущее состояние и прогнозные сценарии // Народонаселение. 2019. Т. 22, № 1. С. 21–39.
  10. Архангельский В.Н., Шульгин С.Г., Зинькина Ю.В. Репродуктивное поведение российских жен­щин в зависимости от образовательного статуса // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 3. С. 546–559. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-546-559.
  11. Peri-Rotem N. Écarts de fécondité en fonction du niveau d’instruction: le rôle de la religion en Grande-Bretagne et en France. Population. 2020;75(1):9–38. https://doi.org/10.3917/ popu.2001.0009.
  12. Синица А.Л. Межрегиональные различия в оплате труда: педагогические работники в муни­ципальных школах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2019. Т. 35, № 1. С. 26–49. https://doi.org/10.21638/spbu05.2019.102.
  13. Вахитов Р.Р. Корпорация «Минобр» как кошмар либерального сообщества (коммерциали­зация российских вузов генерирует образовательную катастрофу) // Российский экономи­ческий журнал. 2012. № 3. С. 88–96.
  14. Игнатов И.И. Высшее образование и вузовская наука в России: структура кризиса и анти­кризисные наметки (начало) // Российский экономический журнал. 2013. № 5. С. 41–52.
  15. Игнатов И.И. Высшее образование и вузовская наука в России: структура кризиса и анти­кризисные наметки (окончание) // Российский экономический журнал. 2013. № 6. С. 59–82.
  16. Швецов А.Н. Российская академия наук — очередной объект разрушительных реформацион­ных преобразований // Российский экономический журнал. 2013. № 4. С. 3–23.
  17. Долгов А.В., Сычева Е.Б. Методика проектирования и расчета сети дошкольных организаций в условиях демографической нестабильности // Академический вестник УралНИИПроект РААСН. 2013. № 4. С. 60–64.
  18. Долгов А.В., Сычева Е.Б. Особенности формирования фонда дошкольных объектов в условиях демографической динамики // Академический вестник УралНИИПроект РААСН. 2014. № 4. С. 53–55.
  19. Попова О.В. Тенденции миграции молодежи в Республике Саха (Якутия) // Динамика и инерционность воспроизводства населения и замещения поколений в России и СНГ / Отв. ред. А.И. Татаркин, А.И. Кузьмин. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2016. С. 399–403.

20. Руденко Д.Ю. Анализ демографических процессов в российской Арктике // МИР (Модер­низация. Инновация. Развитие). 2015. Т. 6, № 4. С. 51–57. https://doi.org/10.18184/2079- 4665.2015.6.4.51.57.

21. Sinitsa A.L. Features of higher education institutions on the Extreme North of Russia. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021;105:795–807. https://doi.org/10.15405/ epsbs.2021.04.85.

22. Сигова С.В., Степусь И.С. Кадровое обеспечение приоритетов развития Арктической зоны России — вклад системы высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 5(99). С. 19–29.

23. Степусь И.С. Стратегическое развитие экономики Арктического макрорегиона и его обе­спеченность кадрами со средним профессиональным образованием // Региональная эко­номика: теория и практика. 2016. № 11. С. 66–80.

24. Култышева Г.А. Социально-демографическое развитие малых городов как районооргани­зующих центров (в условиях Нечерноземной зоны РСФСР): автореф. дис… канд. экон. наук. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, 1984.

25. Синица А.Л. К вопросу о качестве схем территориального планирования на примере раз­вития сети образовательных организаций на муниципальном уровне в регионах Крайне­го Севера // Арктика и Север. 2020. № 39. С. 160–181. https://doi.org/10.37482/issn2221- 2698.2020.39.160.

26. Синица А.Л. Проблемы и тенденции развития массовой и элитарной систем общего образо­вания в регионах Крайнего Севера // Арктика и Север. 2021. № 44. С. 173–200. https://doi. org/10.37482/issn2221-2698.2021.44.173.

27. Синица А.Л. Система дошкольного образования в Сибири: современное состояние и про­блемы развития // ЭКО. 2019. № 6 (540). С. 145–163. https://doi.org/10.30680/ECO0131- 7652-2019-6-145-163.

28. Cost D.S. The role of public education in governance for resilience in a rapidly changing Arctic. Ecology and Society. 2015;20(3):29. URL: https://www.ecologyandsociety.org/vol20/iss3/art29/ (дата обращения: 05.07.2021). https://doi.org/10.5751/ES-07757-200329.

29. Herrmann V. Investing in community: conceptualizing inclusive school design for America’s Arctic. Polar Geography. 2016;39(4):239–257. https://doi.org/10.1080/1088937X.2016.1239280.

30. Neustroev N.D., Neustroeva A.N., Sakerdonova A.S., Sleptsov Y.A., Rufov V.A. Small schools as a sociocultural center in rural settlements of the North-East of Russia: Search for the ways to preserve and develop. Espacios. 2018;39(23):16. URL: https://www.revistaespacios.com/ a18v39n23/a18v39n23p16.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

31. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической классики. Т. 2. М.: Эконов, 1993. С. 5–136.

32. Соловьева Т.С. Статус учителя в современном российском обществе // Социальное про­странство. 2018. № 1 (13). URL: http://sa.vscc.ac.ru/article/2547 (дата обращения: 05.07.2021). https://doi.org/10.15838/sa/2018.1.13.3.

33. Хуснутдинова М.Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. C. 38–48. https://doi. org/10.17759/pse.2017220406.

34. Шафранов-Куцев Г.Ф. Место учительства в стратификационной структуре современного рос­сийского общества // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 65–72.

References

  1. Pyankova A.I., Fattakhov T.A. Mortality by educational level in Russia. Ekonomicheskiy zhurnal VShE = HSE Economic Journal. 2017;21(4):623–467. (In Russ.).
  2. Khar’kova T.L., Nikitina S.Yu., Andreev E.M. Dependence of life expectancy on the education levels in Russia. Voprosy statistiki. 2017;(8):61–69. (In Russ.).
  3. Luy M., Zannella M., Wegner-Siegmundt C., MinagawaY., Lutz W., Caselli G. The impact of increasing education levels on rising life expectancy: a decomposition analysis for Italy, Denmark, and the USA. Genus. 2019;75:11. URL: https://link.springer.com/journal/41118/75/1 (date of access: 05.07.2021). https://doi.org/10.1186/s41118-019-0055-0.
  4. Shkolnikov V.M., Andreev E.M., Jasilionis D., Leinsalu M., Antonova O.I., McKee M. The changing relation between education and life expectancy in central and eastern Europe in the 1990s. Journal of Epidemiology and Community Health. 2006;60(10):875–881. https://doi.org/10.1136/ jech.2005.044719.
  5. Varshavskaya E.Ya., Chudinovskikh O.S. Migration intentions of graduates of Russia’s regional higher educational institutions. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika = The Moscow University Economics Bulletin. 2014;(3):36–58. (In Russ.).
  6. Denisov A.Y., Belov A.A., Kotlenok N.F. Graduands’ migration policy of full-time tuition through the example BSU. Sotsiologicheskiy al’manakh. 2013;(4):317–325. (In Russ.).
  7. Maksimov A.M., Zaykov K.S., Tamitskiy A.M. Migration attitudes of student youth in the context of socio-economic development of the Russian Arctic. In O.V. Tarasova, A.A. Goryushkin (eds.) Researches of young scientists: economic theory, sociology, industrial and regional economics. Collection of articles. Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2017. P. 69–78. (In Russ.).
  8. Sinitsa A.L. On the issue of assessing the effect of training foreign citizens in Russian universities on the economic development of Russia and its arctic regions. Russian Economic Journal. 2020;(3):101–113. https://doi.org/10.33983/0130-9757-2020-3-101-113. (In Russ.).
  9. Arkhangelsky V.N., Zinkina Y.V., Shulgin S.G. Fertility differentiation according to female education levels in Russia: Current situation and forecast scenarios. Narodonaselenie. 2019;22(1):21–39. (In Russ.).
  10. Arkhangelsky V.N., Shulgin S.G., Zinkina Yu.V. Reproductive behavior of Russian women as depending on their level of education. Vestnik RUDN. Seriya: Sotsiologiya = RUDN Journal of Sociology. 2020;(3):546–559. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-546-559. (In Russ.).
  11. Peri-Rotem N. Écarts de fécondité en fonction du niveau d’instruction: le rôle de la religion en Grande-Bretagne et en France. Population. 2020;75(1):9–38. https://doi.org/10.3917/ popu.2001.0009.
  12. Sinitsa A.L. Regional diversity in salaries: Teachers in municipal schools. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika = St Petersburg University Journal of Economic Studies. 2019;35(1):26–49. https://doi.org/10.21638/spbu05.2019.102. (In Russ.).
  13. Vakhitov R.R. «Mined» corporation» as a nightmare of liberal community (commercialisation of russian higher educational institutions generates educational disaster). Russian Economic Journal. 2012;(3):88–96. (In Russ.).
  14. Ignatov I.I. Higher education and scientific activities in higher educational institutions in Russia: Crisis structure and anti-crisis proposals. Russian Economic Journal. 2013;(5):41–52. (In Russ.).
  15. Ignatov I.I. Higher education and academic science in Russia: Crisis structure and anti-crisis pilot scheme. Russian Economic Journal. 2013;(6):59–82. (In Russ.).
  16. Shvetsov A.N. Russian Academy of Sciences — yet another target of destructive reforms. Russian Economic Journal. 2013;(4):3–23. (In Russ.).
  17. Dolgov A.V., Sycheva E.B. Method of calculation and design of network preschools in the population of instability. Akademicheskiy vestnik UralNIIProekt RAASN. 2013;(4):60–64. (In Russ.).
  18. Dolgov A.V., Sycheva E.B. Peculiarities of formation of the fund pre-school facilities in terms of demographic dynamics. Akademicheskiy vestnik UralNIIProekt RAASN. 2014;(4):53–55. (In Russ.).
  19. Popova O.V. Trends in youth migration in the Republic of Sakha (Yakutia). In A.I. Tatarkin, A.I. Kuzmin (eds.) Dynamics and inertia of population reproduction and replacement of generations in Russia and the CIS. Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2016. P. 399–403. (In Russ.).
  20. Rudenko D.Yu. The population dynamics in the Russian Arctic. MIR (Modernizatsiya. Innovatsiya. Razvitie) = MIR (Modernization. Innovations. Development). 2015;6(4):51–57. https://doi. org/10.18184/2079-4665.2015.6.4.51.57. (In Russ.).
  21. Sinitsa A.L. Features of higher education institutions on the Extreme North of Russia. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2021;105:795–807. https://doi.org/10.15405/ epsbs.2021.04.85.
  22. Sigova S.V., Stepus I.S Recruitment needs for the Russian Arctic zone priorities development — higher education system value. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis. 2015;(5):19–29. (In Russ.).
  23. Stepus’ I.S. Strategic development of the economy of the Arctic macroregion and its vocational secondary education staffing requirements. Regional’naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice. 2016;(11):66–80. (In Russ.).
  24. Kultysheva G.A. Socio-demographic development of small towns as district-organizing centers (in the Non-Black Earth Zone of the RSFSR): abstract of a thesis for the degree of Cand. Sci. (Econ.). Moscow: Moskovskiy gosudarstvennyy universitet imeni M.V. Lomonosova, 1984. (In Russ.).
  25. Sinitsa A.L. Revisiting the quality of area planning schemes in terms of the educational institutions network development at the municipal level in the Extreme North regions. Arktika i Sever = Arctic and North. 2020;39:160–181. https://doi.org/10.37482/issn2221-2698.2020.39.160. (In Russ.).
  26. Sinitsa A.L. Problems and trends in the development of mass and elitist systems of general education in the Far North. Arktika i Sever = Arctic and North. 2021;(44):173–200. https://doi. org/10.37482/issn2221-2698.2021.44.173. (In Russ.).
  27. Sinitsa A.L. Preschool education system in Siberia: Performance indicators and living standards of educators. EKO = ECO. 2019;(6):145–163. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2019-6- 145-163. (In Russ.).
  28. Cost D.S. The role of public education in governance for resilience in a rapidly changing Arctic. Ecology and Society. 2015;20(3):29. URL: https://www.ecologyandsociety.org/vol20/iss3/art29/ (date of visit: 05.07.2021). https://doi.org/10.5751/ES-07757-200329.
  29. Herrmann V. Investing in community: conceptualizing inclusive school design for America’s Arctic. Polar Geography. 2016;39(4):239–257. https://doi.org/10.1080/1088937X.2016.1239280.
  30. Neustroev N.D., Neustroeva A.N., Sakerdonova A.S., Sleptsov Y.A., Rufov V.A. Small schools as a sociocultural center in rural settlements of the North-East of Russia: Search for the ways to preserve and develop. Espacios. 2018;39(23):16. URL: https://www.revistaespacios.com/ a18v39n23/a18v39n23p16.pdf (date of visit: 05.07.2021).
  31. Malthus T. An essay on the principle of population. Antologiya ekonomicheskoy klassiki. Vol. 2. Moscow: Ekonov, 1993. P. 5–136. (In Russ.).
  32. Solov’eva T.S. The status of a teacher in the modern Russian society. Sotsial’noe prostranstvo = Social area. 2018;(1). URL: http://sa.vscc.ac.ru/article/2547 (date of access: 05.07.2021). https:// doi.org/10.15838/sa/2018.1.13.3. (In Russ.).
  33. Khusnutdinova M.R. Social status of the teaching profession: Self-determination in Russian teachers. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education. 2017;22(4):38–48. https://doi.org/10.17759/pse.2017220406. (In Russ.).
  34. Shafranov-Kutsev G.F. The place of teachers in the socio-stratification structure of contemporary Russian society. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2016;(9):65–72. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 13.08.2021; одобрена после рецензирования 16.10.2021; принята к публикации 26.10.2021.

The article was submitted 13.08.2021; approved after reviewing 16.10.2021; accepted for publication 26.10.2021.