ЭВОЛЮЦИЯ ПОСТСОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Реформа и регион
Научная статья
УДК 332.12; 332.13
https://doi.org/10.33983/0130-9757-2022-1-50-77
АРКТИКА — УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСОПОЛЬЗОВАНИЕМ: ЭКЗАМЕН НА ЗРЕЛОСТЬ
Елена Николаевна Андреева — кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, Москва, Россия, elandreeva.isa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2747-3516
Аннотация. В статье рассмотрена современная ситуация с управлением в важнейшей для страны сферы деятельности — ресурсопользовании и недропользовании, которая претерпела значительные преобразования в постсоветской период. Реформы коснулись как органов управления, отвечающих за разработку программ перспективного спроса и обеспечения полезными ископаемыми российской промышленности, внутренних потребностей и запросов на международном рынке сырьевых товаров, так и самих организаций, реализующих восполнение и поддержание минерально-сырьевой базы. В статье основное внимание уделено исследованию положения с дефицитом разработок в России тех видов полезных ископаемых, которые в настоящее время оказались в эпицентре мирового рынка в связи с развитием инновационных технологий, новейших технических промышленных разработок, определяющих в современном мире уровень развития экономики, но абсолютно проигнорированы на российском рынке при неограниченных запасах необходимого сырья в северных, арктических и дальневосточных регионах. Оказавшись в тени бурного успеха добычи углеводородов и их востребованности как на западных, так и азиатских рынках, проблемы недропользования по полиметаллам и редкоземельным металлам не только не получают должного внимания, но и могут вообще уйти в компетенцию зарубежных компаний. Рассмотрены крайне неудовлетворительные результаты работы федеральных органов управления, формирующих структуру и перспективное планирование русурсопользования, при их слабой связи с научными разработками крупнейших геологических институтов. Государство все более отодвигается от важнейших задач обеспечения народного хозяйства стратегическими видами полезного сырья, слабо контролирует эффективность использования выделяемых финансовых средств на восполнение минерально-сырьевой базы, перекладывая ответственность на крупные добывающие компании, которые априори прежде всего реализуют свои коммерческие интересы. В статье особо рассмотрена роль Арктической зоны РФ, наименее изученной и наиболее богатой природными ресурсами, которые способны при рациональном использовании обеспечить самодостаточность российской экономики в условиях нарастающего санкционного давления, и при этом поставлять ценнейшее сырье на мировой рынок. Современная политика недропользования при непрофессиональном кадровом составе в верхних этажах управления соответствующих органов явно противоречит идеологии устойчивого развития российского общества, единственно способной перевести страну на новый прогрессивный уровень. Показана острая необходимость усиления государственного подхода к использованию стратегических видов полезных ископаемых и недопустимости их перевода в зарубежные активы.
Ключевые слова: Арктическая зона РФ, минерально-сырьевой комплекс, управление ресурсопользованием, недропользование, государственные программы, промышленная политика, корпоративные интересы в Арктике, стратегические интересы и санкционное давление, устойчивое развитие
Для цитирования: Андреева Е.Н. Арктика — управление ресурсопользованием: экзамен на зрелость // Российский экономический журнал. 2022. № 1. С. 50–77. https://doi.org/10.33983/0130-9757-2022-1-50-77.
EVOLUTION OF THE POST-SOVIET ECONOMICS SYSTEM
Reform and Region
Original article
THE ARCTIC — NATURAL RESOURCE MANAGEMENT: A TEST ON MATURITY
Elena N. Andreeva — Ph.D. (Geography), Leading Research Fellow of the Federal Research Centre “Informatics and Control” of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, elandreeva.isa@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2747-3516
Abstract. The article examines the present-day situation in management of the most important field for the country — natural resource and mineral management — which has undergone significant changes in the post-Soviet period. The reforms have touched both the federal authorities responsible for the development of plans for analyzing future industrial demands on domestic and international markets and their supply with mineral resources, and the state-run organizations responsible for replenishing and maintaining the country’s raw materials database. The main focus of this article is on the lack of extraction on the RF territory of the kinds of minerals which have been at the epicenter of the international market due to the appearance of new industrial and technological innovations and breakthroughs, which have lately become the determining factor of the level of economic development of a country. In Russia, these minerals are completely ignored even though the Northern, Arctic and Far-Eastern regions feature a nearly inexhaustible supply of these raw materials. Remaining in the shadow of great success in extracting hydrocarbons and of their demand on the Western and Asian markets, not only do the problems with managing the use of polymetals and rare earth metals in Russia not receive proper attention, but this management can fall under the sole purview of foreign companies altogether. The article analyzes the extremely unsatisfactory performance of federal authorities responsible for the planning of future use of natural resources and minerals as they do not maintain a close relationship with and do not follow the recommendations of the leading geological institutes of the country. These authorities are moving further and further away from providing the national economy with strategic raw materials, fail to effectively manage federal financial resources allocated for the replenishment of the national natural resource inventory, shifting the responsibility onto large private extractive companies whose primary concern has always been to fulfill their own commercial needs first. The article especially focuses on the Arctic zone of the RF, the least explored and the richest area in terms of natural resources, which can, if properly managed, make Russian economy self-sufficient, despite the growing sanctions against it, while supplying the international market with the most valuable resources. The current natural resource and mineral management, run by unprofessional staff at the most senior levels, completely contradicts the ideology of a sustainable development of the Russian society, the ideology which alone can bring the country to a new, progressive level. This article shows the acute need for an increased federal involvement in managing strategic types of mineral resources and the need to keep them from becoming foreign company assets.
Keywords: Arctic zone of the Russian Federation, mineral resource complex, resource management, rare earth metals, state programs, industrial policy, corporate interests in the Arctic, strategic interests and sanction pressure, sustainable development
For citation: Andreeva E.N. The Arctic — natural resource management: A test on maturity. Russian Economic Journal. 2022;(1):50–77. (In Russ.). https://doi.org/10.33983/0130-9757-2022-1-50-77.
Список источников
Статья поступила в редакцию 22.12.2021; одобрена после рецензирования 29.12.2021; принята к публикации 13.01.2022.
The article was submitted 22.12.2021; approved after reviewing 29.12.2021; accepted for publication 13.01.2022.