Вячеслав Николаевич Бобков, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель Всероссийского центра уровня жизни
В статье, обобщающей обширный фактолого-статистический и литературно-источниковый материал, представлены оценки социальных результатов истекшего реформационного двадцатилетия, включая характеристики динамики уровня и качества жизни. Рассматриваются изменения в занятости и в распределении работников по заработной плате, а населения — по использованным на потребление доходам и по жилищной обеспеченности; анализируются также демографические тенденции и процессы, происходившие в образовательной сфере.
«неустойчивость занятости», «распределение работников по заработной плате», «распределение населения по доходам, использованным на потребление, и по жилищной обеспеченности», «социально-экономическое неравенство», «воспроизводство народонаселения», «депопуляция», «реформа образования», «деградация социальной сферы»
Статья перепечатывается из № 3 за текущий год журнала НИУ ВШЭ «Мир России» (где она опубликована под заголовком «20 лет капиталистических трансформаций в России: влияние на уровень и качество жизни») с сокращениями, потребовавшими определенной редакторской правки.
Постоянно оппонируя радикально-либералистской максиме «экономики дешевого работника» и противопоставляя ей концепцию «социального императива», неизменно утверждая, иными словами, что именно прогресс социальной сферы (в ее широком понимании) определяет перспективы быстрого, устойчивого и высококачественного народнохозяйственного роста (ибо именно эффективно функционирующие институты этой сферы обеспечивают и «инновационное» качество работника, и платежеспособный спрос населения, и кредит доверия с его стороны к субъектам госвоздействия на экономику), ведущие авторы «Российского экономического журнала» столь же последовательно квалифицировали реально проводимую в постсоветской России, в том числе во втором и третьем «политических циклах», государственную социальную политику в качестве адекватной указанной максиме «антисоциальной политики», «политики разрушения личностного фактора производительных сил», «политики суженного воспроизводства народонаселения (депопуляционной)» и, разумеется, поли¬тики, намертво блокирующей технологическую модернизацию народного хозяйства*.
В пользу этих оценок, контрастирующих с исполненными пафосом глубокого само¬удовлетворения оценками «рокировавшихся» высших должностных лиц государства (и с соответствующими «одобрямс»-заключениями придворной и прочей «независимой» экспертной челяди), свидетельствует содержание воспроизводимой ниже статьи док¬тора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, руководителя Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Николаевича Бобкова, вкупе со своими сотрудниками обобщившего обширный фактолого-статистический и литературно-источниковый материал. Статья весомо подтверждает «дискурс» нашего авторского ядра: главный, абсолютно приоритетный модернизационный вызов — прекращение разрушения рыночно-фундаменталистскими методами человеческого потенциала страны и создание, в том числе на основе крутого изменения государственной социальной политики, условий для его возрождения и всестороннего развития.
* Акцентируя принципиальное единство этой политики для всего постсоветского реформационного периода, а вовсе не только для десятилетия 1990-х, подчеркивая, более того, ее энергичные институционализацию и правообеспечение именно во втором и третьем «политических циклах», авторы журнала указывали прежде всего на принятую в 2000 г. и вступившую в действие в 2001 г. главу 23 Налогового кодекса РФ, включающую до сих пор составляющую предмет гордости «национального лидера» пресловутую норму о «плоской» шкале налогообложения доходов физических лиц (см., например: П а н с к о в В. Бюджет-2001 чреват серьезными экономическими и социальными коллизиями. — 2000. — № 10. — С. 6; Б о г о м о л о в О. «Олигархизм» — специфический феномен постсоветской трансформации российской экономики. — 2004. — № 2. — С. 9; Н е к и п е л о в А. О стратегических установках и экономической политике федеральных властей. — 2004. — № 5-6. — С. 6). А также, в частности, — на печально знаменитый и даже в либеральных изданиях названный «социальной контрреволюцией» ФЗ № 122 [см., к примеру: Р е з н и к о в Л., М е л е н т ь е в А. К обоснованию леводемократической реформационной альтернативы. — 2004. — № 7. — С. 11; Л е к с и н В., Ш в е ц о в А. Региональная Россия в начале XXI века: новая ситуация и новые подходы к ее исследованию и регулированию. — 2004. — № 11-12. — С. 16—29; К у л и к о в В., Р о и к В. Социальная политики как приоритет и приоритеты социальной политики (раздел 5 «Рыночная альтернатива «монетизации» льгот). — 2005. — № 1], на «мины», заложенные в Жилищ¬ном и Трудовом кодексах РФ (см.: У л а н о в С. Жилищно-коммунальное хозяйство: реформационные альтернативы. — 2003. — № 3; Я к о в л е в Р. О госгарантиях по оплате труда в условиях законообеспечения ведущей роли «локальных нормативных актов» в регулировании заработной платы. — 2007. — № 4; и др.), и на чудовищный по своему антисоциальному (и в целом антимодернизационному) потенциалу ФЗ № 83 (см.: Д е л я г и н М. Система бюджетных учреждений: грядет сокрушительный реформационный удар. — 2010. — № 2; М у х е т д и н о в а Н. Очередная радикально-либералистская реформа социальной сферы: деструктивный потенциал «восемьдесят третьего». — 2010. — № 2). Кстати заметить, в последней из перечисленных публикаций обращалось внимание на то, что, даже согласно заявлениям тогдашних «социальных» министров, ряд положений «восемьдесят третьего» уже отрабатывался ранее, в том числе в ходе реализации «национальных проектов». А это подтверждает используемую нашим авторским активом формулу, согласно которой подававшиеся в качестве великого благодеяния мелкотравчатые по содержанию и «копеечные» (составлявшие 5—7-процентную прибавку к позорно низкому госфинансированию социальной сферы) «нацпроекты» послужили широкомасштабной пиар-акцией, временно закамуфлировавшей реально продолжавшиеся системные радикально-либералистские посягательства на «социалку» и обеспечив¬шей тем самым безэксцессное проведение операции «Преемник» [см., в частности: Б а т ч и к о в С. Выдвижение «приоритетных национальных проектов» — шаг к долгожданной переориентации ре-формационного курса? — 2005. — № 9-10; Г л а з ь е в С. Президентское послание-2006 Федеральному Собранию РФ: последуют ли за словами дела? — 2006. — № 5-6. — С. 5—6; О президентском послании-2007 парламентариям, бюджете-2008—2010 и социально-экономическом курсе федеральных властей (размышления и оценки авторов журнала). — 2007. — № 7-8. — С. 15; Г р и н б е р г Р. О двух императивах предложенного реформационного курса (к выходу в свет монографии ученых РАН «К программе социально-экономического развития России. — 2008. — 2016»). — 2007. — № 11-12. — С. 102—103]. Еще «кстати». На те радостные комментарии доморощенных ревнителей либерализма, что объявленный еще в июле 2000 г. «питерским» главой Министерства экономического развития РФ переход к «парадигме субсидиарного государства» тождествен вступлению в завершающую фазу «либеральной модернизации» России, в «новый, решающий этап единой российской реформы», авторы одной из названных выше статей отреагировали так: «Соглашаясь с этим, следует иметь в виду, что, если результатом прошедшего (преимущественно экономического) этапа реформы стало беспрецедентное разрушение производственного аппарата страны, т.е. вещественного фак¬тора производительных сил, то новый, с акцентом на социальные процессы, этап либералистского реформирования чреват столь же сокрушительным ударом по личностному фактору производства — главной производительной силе общества» (2004. — № 7. — С. 13). Разве данный прогноз не реализовался? Разве после правообеспечения в 2003 г. приватизационного разгрома единого электроэнергетического комплекса страны («воспоминания» об этом см. в № 6 журнала за 2011 г.) «направление главного реформационного удара» не было перемещено «нацлидером» на собственно «социалку»?