Прокризисный характер концептуально-программных основ деятельности «мегарегулятора» (о центробанковских «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов»)

С. Глазьев, В. Жуковский

Автор

Глазьев С.Ю., действительный член РАН, член Национального финансового совета;

Жуковский В.С., старший аналитик ИК «Риком-Траст», преподаватель Университета  МИД России (МГИМО)

Аннотация

По итогам своего анализа проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов» Банка России авторы статьи утверждают, что этот проект принимать нельзя, ибо он, во-первых, противоречит действующему законодательству, во-вторых, базируется на несостоятельных в теоретическом и практическом отношениях посылках и, в-третьих, идет вразрез с целями долгосрочной экономической политики, определенными на высшем государственном уровне. Развертывание соответствующих линий аргументации данного утверждения сопряжено с отсылкой к имеющимся в литературе (в том числе в публикациях самих авторов) альтернативным позитивным рекомендациям.

Ключевые слова

Конституция РФ, № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 и 2016 - 2017 годов, цели монетарной политики», «таргетирование инфляции, немонетарные факторы инфляции, ключевая ставка Банка России, девальвация национальной валюты, устойчивость рубля, управление валютным курсом, загрузка производственных мощностей, модели оценки разрыва потенциального и реального выпусков.

Список литературы

1. А п о к и н  А.,  И п а т о в а  И. «New normal», разрыв выпуска и многомерный фильтр Калмана. — http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/HSE/2014/
ApokinIpatova2014.pdf.

2. Б о б к о в  В. Удручающие социальные результаты двадцатилетней капиталистической трансформации России // Российский экономический журнал. — 2012. — № 2.

3. Бюджетная трехлетка-2015—2017: императив «реверсирования» социально-экономического курса проигнорирован и на сей раз (оценки представителей левых фракций Государственной Думы) // Российский экономический журнал. — 2014. — № 5.

4. Г л а з ь е в  С. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения ученых секции экономики Отделения общественных наук РАН) // Российский экономический журнал. — 2011. — № 4.

5. Г л а з ь е в  С., И в а н т е р  В., М а к а р о в  В., Н е к и п е л о в  А., Т а т а р к и н  А.,

Г р и н б е р г  Р., Ф е т и с о в  Г., Ц в е т к о в  В., Б а т ч и к о в  С., Е р ш о в  М., М и т я е в  Д., П е т р о в  Ю. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. — 2011. — № 3.

6. Г л а з ь е в  С. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013—2014 гг.) // Российский экономический журнал. — 2013. — № 3.

7. Г л а з ь е в  С. Экономическая стратегия России в контексте украинских событий: еще раз к предложенной альтернативе // Российский экономический журнал. — 2014. — № 4.

8. Г л а з ь е в  С. Санкции США и политика Банка России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. — 2014. — № 9.

9. Е р ш о в  М. Снова к проблеме «рост монетизации российской экономики и инфляционные риски» // Российский экономический журнал. — 2013. — № 1.

10. Е р ш о в  М. Пять лет после масштабной фазы кризиса: насколько стабильна ситуация? // Вопросы экономики. — 2013. — № 12.

11. Е р ш о в  М. Об обеспечении валютной стабильности и новых финансовых механизмах в условиях санкционного режима // Российский экономический журнал. — 2014. — № 5.

12. Ж у к о в с к и й  В. Банк России по-прежнему блокирует модернизацию и развитие национальной экономики (обзор основных мероприятий и последствий новейшей монетарной политики) // Российский экономический журнал. — 2012. — № 5.

13. Ж у к о в с к и й  В. Инвестирование из-за рубежа: попытка демифологизации источников, характера, структуры и результатов // Российский экономический журнал. — 2013. — № 5.

14. М а н е в и ч  В. Е.,  Б у к и н а  И. С. Макроэкономическая ситуация и финансовая политика в России. Доклад. — М.: Институт экономики РАН, 2013.

15. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов (проект Банка России от 26 сентября 2014 г.) http://www/cbr.ru/today/publications_reports/on_2015(2016—2017)pr/pdf. (дата обращения — 28 ноября 2014 г.).

16. О т ы р б а  А., К о б я к о в  А. Как побеждать в финансовых войнах // Однако. — Июнь—июль.

17. Россия на пути к современной динамичной и эффективной экономике // под ред. А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера и С.Ю. Глазьева. — http://www.ras.ru/FStorage/Download.aspx?id=8723ae9d-383c-4404-b602-e17eab2c5b88

18. С о л н ц е в  О., Б е л о у с о в  Д., А п о к и н  А., Г о л о щ а п о в а  И., И п а т о в а  И. Центробанку не хватает прозрачности // Ведомости. — 2014. — 29 ноября (http://www.vedomosti.ru/opinion/news/35352051/ne-hvataet-prozrachnosti).

19. Федеральный закон № 251-ФЗ от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков».

20. Ф е т и с о в  Г. К использованию немонетарных факторов антиинфляционной политики // Российский экономический журнал. — 2011. — № 6.