Роль транспортной доступности агломераций в экономическом росте региона

Цивилев С.Е.

Роль транспортной доступности агломераций в экономическом росте региона

The role of transport accessibility of agglomerations in the economic growth of the region

Российский экономический журнал. 2024. № 4. С. 44–60.

RussianEconomicJournal. 2024;(4):44–60.

Научная статья

УДК 656.073:330.35

https://doi.org/10.52210/0130-9757_2024_4_44

 

Цивилев Сергей Евгеньевич,

Министерство энергетики Российской Федерации,

Москва, Россия s.tsivilev61@mail.ru

ORCID 0009-0006-6572-8053

 

Tsivilev Sergey Evgenievich,

Ministry of Energy of the Russian Federation,

Moscow, Russia s.tsivilev61@mail.ru

ORCID 0009-0006-6572-8053


Аннотация. Более 75% наиболее продуктивных регионов с точки зрения объема производства (валового внутреннего продукта, далее — ВВП) на одного работника являются городскими, и более половины из них — это регионы с населением в 1,5 млн человек и более. Как известно, города влияют на экономические показатели за пределами их границ. С 1995 г. рост ВВП на душу населения в регионах, расположенных в пределах 90 минут езды от крупной городской агломерации, составил примерно на 0,4 процентных пункта выше, чем в тех странах, где в радиусе 300 минут езды нет крупных городских агломераций. Экономика агломераций повышает уровень производительности в городах независимо от индивидуальных особенностей их жителей. Более высокая плотность населения и личные контакты между работниками способствуют более быстрому распространению идей и знаний в городах, что стимулирует бизнес к более скорому внедрению инновационных технологий производства. Важно отметить роль возможностей совместного использования инфраструктуры, способствующей снижению постоянных затрат, необходимых на содержание и развитие объектов инфраструктуры. Для менее густонаселенных сельских районов города являются важной частью экономики, поскольку они являются рынками сбыта товаров, таким образом, близость к крупным городским центрам влияет на экономический рост во всем регионе. Критерием близости в статье определено не географическое расстояние, а время в пути, как более важный показатель, отражающий доступность города из региона и с большей вероятностью влияющий на его экономические показатели.

Ключевые слова: Агломерация, экономика региона, рост валового регионального продукта, пространственное развитие, производительность труда, транспортная доступность, социально-экономическое развитие региона.

Для цитирования: Цивилев С.Е. Роль транспортной доступности агломераций в экономическом росте региона // Российский экономический журнал. 2024. № 4. С. 44–60. https://doi.org/10.52210/0130-9757_2024_4_44.

Abstract. More than 75% of the most productive regions in terms of output (gross domestic product, or GDP) per worker are urban, and more than half of them are regions with populations of 1.5 million or more. Cities are known to influence economic performance beyond their borders. Since 1995, GDP per capita growth in regions within a 90-minute drive of a major metropolitan area has been about 0.4 percentage points higher than in countries without a major metropolitan area within a 300-minute drive. Agglomeration economies increase productivity levels in cities regardless of the individual characteristics of their residents. Higher population densities and personal contacts between workers contribute to the faster spread of ideas and knowledge in cities, which encourages businesses to more quickly adopt innovative production technologies. It is important to note the role of opportunities for sharing infrastructure, helping to reduce the fixed costs required for the maintenance and development of infrastructure facilities. For less densely populated rural areas, cities are an important part of the economy as they are markets for goods, so proximity to major urban centers influences economic growth throughout the region. The proximity criterion in the article is not geographical distance, but travel time, as a more important indicator that reflects the accessibility of the city from the region and is more likely to influence its economic indicators.

Keywords: Agglomeration, regional economy, growth of gross regional product, spatial development, labor productivity, transport accessibility, socio-economic development of the region.

For citation: Tsivilev S.E. The role of transport accessibility of agglomerations in the economic growth of the region. Russian Economic Journal. 2024;(4):44–60. (In Russ.). https://doi.org/10.52210/0130-9757_2024_4_44.

Информация об авторах

Цивилев С.Е.— министр, Министерство энергетики Российской Федерации, Москва, Россия.

Information about the authors

Tsivilev S.E.— minister Ministry of Energy of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Статья поступила в редакцию 25.06.2024; одобрена после рецензирования 29.07.2024; принята к публикации 01.08.2024.

The article was submitted 25.06.2024; approved after reviewing 29.07.2024; accepted for publication 01.08.2024.